Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

О культурных ценностях

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
30.01.2022 21:26:33
Автор: Сагид Гусейнов

Теряют ли свою особенность культурные ценности?

Размышляя над этим вопросом,автор отмечает:"Были ведь после смерти его эпохи,когда Пушкин,казалось бы,был оттеснён,его переставали читать.Но потом он снова возвращался..." (предложения 15-16). Этот пример показывает,что культурные ценности никогда не умирают.

Далее Ю.М.Лотман подчёркивает,что история,культура и поэты не забываются:"И культура часто возвращается назад,чтобы найти потерянную тропу. История идёт вперёд и будет идти очень круто. Пушкин,Толстой,Достоевский,Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое,чего мы не предпологали (предложения 32-34). Становится очевидно,что культурные ценности,история и писатели,актуальны и по сей день.

Оба примера,дополняющие друг друга,помогают понять,что культурные ценности не умирают и остаются навсегда.

Позиция автора ясна. Он считает,что культурные ценности никогда не теряют свою особенность.

Я согласен с мнением автора. Действительно,творчество поэтов,историю и культуру не забывают и в современном мире. Например,роман Л.Н.Толстого "Война и мир" ученики до сих проходят в школе,изучают историю и бережно хранят память о культурных ценностях.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть,что "подлинно талантливое не умирает".
Количество слов - 181

Здравствуйте, Сагид!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Теряют ли свою особенность культурные ценности?

В чем заключается особенность культурной ценности?.. Культурные ценности на то и ценности, что они УЖЕ особенные. Это логическая ошибка из-за неверного словоупотребления. Балл за проблему ставлю с большой натяжкой. Учтите, что некорректная формулировка проблемы может повлечь обнуление этого критерия, а вслед за ним потерю еще 8 первичных баллов.

K2 - Комментарий + 0 баллов

Пример 1 в сочинении некорректный, пояснение не засчитано.

Размышляя над этим вопросом,автор отмечает:"Были ведь после смерти его эпохи,когда Пушкин,казалось бы,был оттеснён,его переставали читать.Но потом он снова возвращался..." (предложения 15-16). Этот пример показывает,что культурные ценности никогда не умирают.

Вы берете цитату из середины и начинаете ею свое рассуждение. Читатель не понимает почему ведь, с трудом догадывается, что его эпоха — это эпоха Пушкина и что, по всей видимости, Пушкин — пример культурной ценности. И эта вырванная из контекста цитата не доказывает, что культурные ценности не умирают.

Пример 2 в сочинении некорректный, пояснение не засчитано.

Далее Ю.М.Лотман подчёркивает,что история,культура и поэты не забываются:"И культура часто возвращается назад,чтобы найти потерянную тропу. История идёт вперёд и будет идти очень круто. Пушкин,Толстой,Достоевский,Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое,чего мы не предпологали (предложения 32-34). Становится очевидно,что культурные ценности,история и писатели,актуальны и по сей день.

1-й пример — ценности не умирают, 2-й пример — ценности не забываются, ценности актуальны. Это одно и то же. Снова цитата вырвана грубо из контекста. Непонятно про потерянную тропу.

Так как оба примера не зачтены, связь не оценивается. В любом случае анализа у вас нет, там снова про неумирающие ценности уже в четвертый раз.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена относительно верно, сформулирована некорректно (так же как и проблема).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование тезиса неубедительное. Изучение в школе «Войны и мира» не говорит о сохранении культурных ценностей.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

В работе прослеживается однообразие речевых конструкций и неточное словоупотребление.

Далее Ю.М.Лотман подчёркивает,что история,культура и поэты не забываются...

Становится очевидно,что культурные ценности,история и писатели,актуальны и по сей день.

Действительно,творчество поэтов,историю и культуру не забывают и в современном мире.

Вы склоняете эти три «составные части» по всему сочинению. История в этом ряду совершенно лишняя, мало того что это не культурная ценность, она была упомянута в тексте в ином смысле, причислять ее к незабываемым ценностям неверно.

Дважды фигурируют поэты, один раз писатели. И в том, и в другом случае это сужение смысла. Лотман говорит не о поэтах и писателях (даже если приводит их в пример), а в общем о творцах.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

чего мы не предпологали

Ошибка в корне с чередующейся гласной.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Далее Ю.М.Лотман подчёркивает,что история,культура и поэты не забываются:"И культура часто возвращается назад,чтобы найти потерянную тропу. История идёт вперёд и будет идти очень круто. Пушкин,Толстой,Достоевский,Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое,чего мы не предпологали (предложения 32-34).

Нет закрывающей кавычки у цитаты.

Становится очевидно, что культурные ценности, история и писатели, актуальны и по сей день.

Лишняя запятая между подлежащими и сказуемым.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Сагид, вам стоит поучиться анализировать тексты и строить логически корректные суждения. Конечно, вы потеряли мало баллов за грамотность, так как ваше сочинение короткое и своих мыслей немного, но такой уровень понимания текста и письменной речи не соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам.

Постарайтесь наверстать упущенное за оставшиеся месяцы. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку