Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
28.01.2022 13:59:39
Автор: Алина Богомолова

Что объединяет людей на войне? Именно этот вопрос находится в центре внимания К. Г. Паустовского.
Размышляя над проблемой, автор  обращает внимание на трамвайщиков, которые помогали “грузить раненых”: «Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны”. Данный пример показывает, как люди, превозмогая усталость, даже ночью пытались помочь фронту. Далее Паустовский описывает женщин, которые всегда приходили к вокзалу “на всякий случай” в надежде увидеть лицо родного человека: «Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдётся муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе». Так Константин Георгиевич  показывает сплоченность людей, которые вместе переживали одни и те же эмоции. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, какую большую работу люди выполняли каждый день, чтобы помочь Родине, и какие страдания они испытали в годы войны.
Автор считает, что на войне людей объединяют общая цель, трагедия.
Я согласна с мнением автора и считаю, что общее горе помогло объединить людей разных профессий и возрастов, приложить  усилия, чтобы победить врага. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.
В произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» общая трагедия никого не оставила равнодушным, участие в войне принимали все: богатые выделили средства, крестьяне организовали партизанские отряды, Ростовы отдали подводы раненым, а а князь Болконский заботился о вооружении ополченцев. На данном примере мы видим, как люди разных сословий сплотились ради победы.
В заключение хотелось бы сказать, что в военные годы все люди старались принести пользу Отечеству, не оставались в стороне, поэтому важно помнить солдат, отважно защищавших нашу Родину.
Количество слов - 261

Здравствуйте, Алина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: +6 баллов.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена и проанализирована (однако советую вам на будущее не выполнять анализ формально; из вашего не совсем понятно, что именно чем дополняется, лучше делать анализ наглядным и содержательным).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0 баллов

Для того чтобы авторская позиция была вам засчитана, вам нужно разъяснить, что вы подразумеваете под «общей целью», что под «трагедией», недостаточно перечисления этих «ключевых слов» через запятую и без всяких разъяснений (и желательно еще увязать их друг с другом в данном контексте). В такой излишне лаконичной формулировке позиция автора относительно поставленной проблемы вами не раскрыта.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

При обнулении К3 критерий К4 обнуляется автоматически.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Далее Паустовский описывает женщин, которые всегда приходили к вокзалу “на всякий случай” в надежде увидеть лицо родного человека: «Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдётся муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе».

Нет необходимости дублировать фактическую информацию, сначала пересказывая ее, а потом повторяя ее в прямой цитате.  

В произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» общая трагедия никого не оставила равнодушным

Нужно пояснить, что вы имеете в виду под «общей трагедией».

В заключение хотелось бы сказать, что в военные годы все люди старались принести пользу Отечеству, не оставались в стороне, поэтому важно помнить солдат, отважно защищавших нашу Родину.

Причинно-следственной связи здесь нет, эти утверждения - о разном.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

Я согласна с мнением автора и считаю, что общее горе помогло объединить людей разных профессий и возрастов, приложить  усилия, чтобы победить врага.

Общее горе помогло приложить усилия - речевая несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Рекомендация:

Так Константин Георгиевич показывает сплоченность людей, которые вместе переживали одни и те же эмоции.

Не стоит не называть в тексте сочинения писателя по имени и отчеству без фамилии, т.к. это не ваш личный знакомый.

Общие рекомендации: следует обращать внимание на то, чтобы авторская позиция была сформулирована максимально четко и подробно, так, чтобы не оставалось недосказанности и непроясненных слов.

Успехов вам на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку