Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема подлинности культурных ценностей

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
20.01.2022 23:33:48
Автор: Екатерина Ромашенко

Что такое настоящие культурные ценности? Именно эта проблема привлекла внимание советского и российского литературоведа и культуролога Ю.М. Лотмана.
     Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит в пример музыку Баха, которая с течением времени всё ещё пользуется популярностью, наравне с другой, хронологически более близкой музыкой. Это пример показывает, что подлинная культура не умирает и не теряет своего значения для общества. Дополняя предыдущий пример, Ю.М. Лотман упоминает А.С. Пушкина, чьё культурное наследие оставило огромный след для будущих поколений. Темы и проблемы, поднимаемые в его произведениях живы, несмотря на уход писателя. Этим примером автор показывает, что "лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли", и именно это делает его настоящим "культурным будущим".
     Приведённые примеры дополняют друг друга и показывают, что подлинные культурные ценности не стареют со сменой поколений.
     Позиция автора состоит в том, что настоящими культурными ценностями являются творческие деятели, чьё творчество не способно утратить свою ценность со временем и чьи проблемы будут актуальны и для новых поколений.
     Я полностью согласна с позицией автора, ведь именно на музыкантах, писателях, поэтах, прозаиков и других выдающихся творцах и держится культура страны и общества. И именно они представляют важное и настоящее культурное значение, не исчезающее со сменой времени.
     Ю.М. Лотман приводит в пример А.С. Пушкина, Чехова, Толстого и Достоевского, произведения которых ставят перед собой всевозможные темы и проблемы, в которых человек может найти не только ответы, но и вопросы для размышлений. Проблемы добра и зла, нравственного выбора, долга, маленького человека - все эти темы затрагивались и поднимались в их творчестве. Человек, стоящий перед проблемой, всегда будет обращаться к произведениям бессмертных классиков, для поисков ответов на стоящие вопросы.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что настоящими культурными ценностями являются прежде всего творческие деятели и их произведения, которые не теряются, не исчезают и остаются незаменимыми.
Количество слов - 295

Здравствуйте, Екатерина !

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснение представляет собой снова пересказ текста, не вполне логично связанный с примером.

Взаимосвязь между примерами указана, в качестве анализа продублирована позиция автора:

Приведённые примеры дополняют друг друга и показывают, что подлинные культурные ценности не стареют со сменой поколений.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, сформулирована некорректно (см. речевые ошибки).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис; обоснование тезиса построено на том же тексте Лотмана, предложенном для анализа. Вы развиваете мысль, содержащуюся в этом тексте, а должны были привести собственный аргумент: литературный или другой.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Темы и проблемы, поднимаемые в его произведениях живы, несмотря на уход писателя. Этим примером автор показывает, что "лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли", и именно это делает его настоящим "культурным будущим".

Увы, я не вижу, как живость проблем дает толчок мысли. Вы это не доказали.

Человек, стоящий перед проблемой, всегда будет обращаться к произведениям бессмертных классиков, для поисков ответов на стоящие вопросы.

Задайте себе вопрос: когда вы сталкиваетесь с проблемой, вы всегда обращаетесь к произведениям бессмертных классиков? Я думаю, нет. Значит, точно не все и не всегда. Не надо делать громких пафосных обобщений, ошибочно думать, что этого от вас ждут на экзамене. Это логическая ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Баллы снижаются, если по К10 снижены.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Темы и проблемы, поднимаемые в его произведениях ЗПТ живы, несмотря на уход писателя.

Закрывается придаточный оборот.

Человек, стоящий перед проблемой, всегда будет обращаться к произведениям бессмертных классиков, для поисков ответов на стоящие вопросы.

Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Я полностью согласна с позицией автора, ведь именно на музыкантах, писателях, поэтах, прозаиков и других выдающихся творцах и держится культура страны и общества.

прозаикАХ

Позиция автора состоит в том, что...

Некорректное построение сложноподчиненного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Дополняя предыдущий пример, Ю.М. Лотман упоминает А.С. Пушкина, чьё культурное наследие оставило огромный след для будущих поколений.

Вдумайтесь: наследие — это и есть след. Говорят, что кто-то оставил след...

Темы и проблемы, поднимаемые в его произведениях живы, несмотря на уход писателя.

Тему нельзя поднять, лексическая несочетаемость. Не стоит просто так нанизывать слова, есть риск совершить ошибку.

Этим примером автор показывает, что "лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли", и именно это делает его настоящим "культурным будущим".

Екатерина, получился каламбур нечаянно: настоящее будущее...

Приведённые примеры дополняют друг друга и показывают, что подлинные культурные ценности не стареют со сменой поколений.

Как ценности могут постареть?.. Они могут быть забыты, уйти в небытие...

Позиция автора состоит в том, что настоящими культурными ценностями являются творческие деятели, чьё творчество не способно утратить свою ценность со временем и чьи проблемы будут актуальны и для новых поколений.

Екатерина, в этом предложении масса ошибок.

Повторы: творчество и ценности.

Ценностями являются деятели — некорректно. Кроме того творческие деятели — не слишком уместное название для композиторов и поэтов уровня Баха и Пушкина.

чьи проблемы — проблемы деятелей будут актуальны?..

Я полностью согласна с позицией автора, ведь именно на музыкантах, писателях, поэтах, прозаиков и других выдающихся творцах и держится культура страны и общества.

Некорректно говорить, что культура держится на ком-то.

И именно они представляют важное и настоящее культурное значение, не исчезающее со сменой времени.

имеют значение

важное и настоящее значение — второй эпитет некорректный, какое значение может быть ненастоящим?..

смена времени — как это? смена поколений, вы имели в виду

произведения которых ставят перед собой всевозможные темы и проблемы, в которых человек может найти не только ответы, но и вопросы для размышлений.

Не надо объединять в одном предложении с одними и теми же глаголами проблему и тему! Эти слова по-разному сочетаются с другими.

произведения ставят перед собой — нет, произведения перед собой ничего не ставят

в которых... — это где? в проблемах и темах? И тут еще повтор которых — в которых.

найти не только ответы, но и вопросы — вы некорректно интерпретируете слова Лотмана...

Проблемы добра и зла, нравственного выбора, долга, маленького человека - все эти темы затрагивались и поднимались в их творчестве.

Екатерина, снова проблемы и темы!!! Это не синонимы! Проблема ≠ тема. Вы третью ошибку на одной месте допускаете. Темы не поднимаются — это лексическая несочетаемость.

...для поисков ответов на стоящие вопросы.

Лишнее слово

Таким образом, можно сделать вывод о том, что настоящими культурными ценностями являются прежде всего творческие деятели и их произведения, которые не теряются, не исчезают и остаются незаменимыми.

ценности — это деятели и произведения?.. Творческие деятели, уже упоминалось, некорректно. Так не говорят о великих писателях. Ценность представляет их творчество — так корректнее всего было сформулировать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

Ю.М. Лотман приводит в пример А.С. Пушкина, Чехова, Толстого и Достоевского

Некорректно привести инициалы только рядом с одной из фамилий.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Екатерина, вам надо поработать над речью, очень много ошибок, выражения сумбурные, вы нагромождаете слова, не вполне понимая значение каждого. И разберитесь с проблемой и темой.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку