Запомни!
Проблема духовных ценностей и любви к детям
-
Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.
(1) Чего нам так не хватает?
(2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.
(5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.
(27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.
(28)Мера эта − смерть.
(29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.
(32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.
(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.
(По А.А. Лиханову*)
Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.
Свое рассуждение автор подтверждает примером о Януше Корчаке, который “последние часы и минуты своего бытия, когда вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами”. Януш показывает нам пример того, как надо любить детей и что надо вкладывать в них. Он считает любовь к детям ценностью постоянной. А так же призывает нас внимательнее относиться к детям, к их воспитанию и гуманизму. Потому что тот, кто готов постоять не только за своих детей, но и чужих, действительно знает, что такое любовь к детям.
Так же автор обращает внимание на опасность “духовной комфортности”, при которой “ценности подлинные уходят на второй план”. Забывая о хороших качествах человека: о добре, о милосердие. Человек теряет свое счастье, становиться “толстокожим”. Но вместе с этим человек получает и наказание “но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм”.
А.А.Лиханов считает, что духовные ценности играет в нашей жизни большую роль, также как и воспитание, и любовь к детям. Без любви и добра спокойная и счастливая жизнь не будет процветать в современном обществе.
Я согласен с автором текста. Людям действительно нужны духовные ценности. А любовь к детям, является основным фактором развития общества духовно. Я считаю, что общество должно больше ставить внимание на такие особенности человека в духовном плане. Ведь без таких качеств человек будет несчастен и перестанет существовать в душевном и моральном плане.
Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя забывать о простых человеческих качествах, милосердии и любви ни при каких обстоятельствах.
Здравствуйте, Ксения!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Хотя вы попали в проблемное поле и потому получили балл по критерию К1, в будущем советую вам использовать слово «проблема». Например: «Нужны ли нам такие духовные ценности, как доброта и любовь? Именно над этой проблемой предлагает задуматься А.А. Лиханов».
K2 – Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.
Чтобы разобраться, как писать пояснения и анализировать связь между примерами, советую вам посмотреть бесплатные вебинары по подготовке к сочинению на ЕГЭ на нашем сайте «Могу писать».
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
1) Внутреннее противоречие в определениях. В начале сочинения любовь определена как одна из духовных ценностей:
Лихачев рассуждает, нужны ли нам такие духовные ценности как доброта, ласка и любовь. |
В конце сочинения любовь показана чем-то отличным от духовных ценностей:
А.А.Лиханов считает, что духовные ценности играет в нашей жизни большую роль, также как и воспитание, и любовь к детям. |
2) Более широкое понятие «любовь» в процессе рассуждений подменяется (без объяснения, правомочна ли эта замена) более узким понятием «любовь к детям»;
3) Cоотносятся и сравниваются разноплановые явления:
Автор текста Д. А. Лихачев рассуждает о том, что в области технологий человечество продвигается лучше и быстрей, нежели в духовной сфере. Она в лучшем случае стоит на месте, а в худшем “мы радуемся простому отклику на ауканье”. |
Нельзя сравнивать то, что духовная сфера «стоит на месте», с тем, что мы радуемся простому отклику на ауканье. В тексте второе выражение было использовано метафорически, здесь же оно введено без комментариев, в результате получается нарушение логики рассуждения;
4)
«А любовь к детям, является основным фактором развития общества духовно. Я считаю, что общество должно больше ставить внимание на такие особенности человека в духовном плане». |
Непонятно, что означает «такие особенности человека в духовном плане»: указательное местоимение не отсылает к конкретному слову в предыдущем предложении (любовь к детям не является «особенностью человека в духовном плане», подобное определение некорректно»).
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Встречаются речевые повторы, например:
Автор текста Д. А. Лихачев рассуждает о том, что в области технологий человечество продвигается лучше и быстрей, нежели в духовной сфере |
Лихачев рассуждает, нужны ли нам такие духовные ценности как доброта, ласка и любовь. |
А так же призывает нас внимательнее относиться к детям, к их воспитанию и гуманизму. |
Нельзя призывать внимательнее относиться к гуманизму, здесь это неверное употребление слова.
Высший балл по критерию К6 ставится, только если набран максимальный балл за К10 (см. ниже).
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.
Ошибки:
А так же призывает нас внимательнее относиться к детям, к их воспитанию и гуманизму. |
«Также» в данном контексте пишется слитно
Забывая о хороших качествах человека: о добре, о милосердие. |
В П.п. слов на «–ие» пишется «-ии».
Человек теряет свое счастье, становиться “толстокожим”. |
В форме 3 л. ед.ч глагол пишется без «ь».
А.А.Лиханов считает, что духовные ценности играет в нашей жизни большую роль, также как и воспитание, и любовь к детям. |
В данном контексте "так же" пишется раздельно.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ошибки:
Лихачев рассуждает, нужны ли нам такие духовные ценности как доброта, ласка и любовь. |
В конструкции «такие (ценности), как…» перед «как» ставится запятая.
Но вместе с этим человек получает и наказание “но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм”. |
Пропущена запятая перед вторым «но».
А любовь к детям, является основным фактором развития общества духовно. |
Запятая здесь не нужна.
Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя забывать о простых человеческих качествах, милосердии и любви ни при каких обстоятельствах. |
Здесь вместо запятой должно быть тире, иначе возникает двусмысленность.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Свое рассуждение автор подтверждает примером о Януше Корчаке |
«Пример о…» сказать нельзя, это ошибка в управлении. «Пример кого-то /чего-то».
Свое рассуждение автор подтверждает примером о Януше Корчаке, который “последние часы и минуты своего бытия, когда вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами”. |
Нарушение построения сложного предложения. «Который последние часы и минуты, но и всю предыдущую жизнь»… Это «но» выпадает из синтаксической конструкции, не хватает, например, первой части двойного союза «не только последние часы и минуты…., но и всю предыдущую жизнь».
Забывая о хороших качествах человека: о добре, о милосердие. |
Неоправданная парцелляция.
А.А.Лиханов считает, что духовные ценности играет в нашей жизни большую роль |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Потому что тот, кто готов постоять не только за своих детей, но и чужих.... |
Здесь требуется повторение предлога "за": "не только за своих детей, но и за чужих".
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Автор текста Д. А. Лихачев рассуждает о том, что в области технологий человечество продвигается лучше и быстрей, нежели в духовной сфере. Она в лучшем случае стоит на месте, а в худшем “мы радуемся простому отклику на ауканье”. |
Духовная сфера не может «стоять на месте», это не сочетается.
Без любви и добра спокойная и счастливая жизнь не будет процветать в современном обществе. |
«Счастливая жизнь» не может «процветать», это не сочетается.
А любовь к детям, является основным фактором развития общества духовно. |
В этой конструкции наречие так употреблено быть не может. Верный вариант: «Фактором духовного развития общества».
Я считаю, что общество должно больше ставить внимание на такие особенности человека в духовном плане. |
«Ставить» «внимание» нельзя.
K11 - Соблюдение этических норм: + 0 баллов.
Недопустимо называть писателя только по имени:
Януш показывает нам пример того, как надо любить |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Автор текста Д. А. Лихачев рассуждает о том, что в области технологий человечество продвигается лучше и быстрей, нежели в духовной сфере. |
Автором текста является А. Лиханов.
Общие рекомендации: следует усилить работу над развитием речи (над устранением речевых и грамматических ошибок, точным выбором слов), повторить орфографические и пунктуационные правила.
Желаю вам успехов на экзамене!