Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема открытого проявления чувств в отношениях матери и ребенка
-
Текст: Ю. Нагибин. Мать выращивала его на холоду...
(1)Мать выращивала его на холоду. (2)Он не видел своего отца, погибшего в Гражданскую войну. (3)Мать не любила разговоров об отце, она взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего.
(4)Всё же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужского воспитания. (5)Кравцов прошёл спартанскую выучку. (6)С тех пор как он себя помнил, ему было заказано плакать и жаловаться. (7)Он приучался жить с сухими глазами. (8)Он и мать никогда не видел плачущей. (9)Даже когда уходил на фронт, мать не дрогнула. (10)«Ну счастливо, сынок, пиши», – и до двери не проводила, и в окошко не выглянула.
(11)Мать никогда не целовала его, даже маленького, даже поздравляя его с днём рождения. (12)Она крепко пожимала ему руку и вручала подарок. (13)Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. (14)То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом.
(15)Если бы рядом был отец, мать, возможно, была бы другой. (16)Но не существовало противовеса женскому, нежному, и её характер стал твёрдым, как железо.
(17)Кравцов вовсе не чувствовал себя обделённым. (18)Конечно, он видел, что у его товарищей другие отношения с родителями, но не завидовал им, а с лёгкой брезгливостью наблюдал их телячьи нежности. (19)Ему было безмерно интересно с матерью. (20)Она неутомимо открывала ему мир – в природе, в книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нём чувство мирового бытия, а не бытового существования.
(21)Его всегда удивляло, откуда мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица захудалого учреждения, так много знала. (22)Потом мать забыла многое из того, что знала, когда он был маленьким. (23)Он же ничего не забыл и принял навсегда даже ошибки матери. (24)Так, он не признавал в русской истории царя Фёдора Алексеевича, поскольку мать говорила лишь о слабосердечном Фёдоре Иоанновиче, и считал, что Наполеон был сослан на Мальту, а не на Эльбу…
(25)О чём бы они ни говорили с матерью – пережитом или прочитанном, над чем бы ни трудились сообща, будь то предпраздничная уборка комнаты, возделывание огородной грядки, засолка груздей и рыжиков, или даже сборы в армию, – между ними творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни.
(26)И всё же сто лет молчания были их уделом. (27)Сколько нежности они подавили в себе, сколько жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали в себе, сколько заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920 – 1994) – русский советский писатель, журналист, прозаик, сценарист, мемуарист.
В центре внимания автора фигурирует история главного героя Кравцова, его детство, взаимоотношения с матерью. Отец Кравцова погиб в Гражданскую войну, из-за чего мать воспитывала его одна. Желая дать сыну воспитание, которое мог бы дать глава семьи, научить его стойкости и мужественности, мать воспитывала сына в строгости, не позволяя слабости и слёз ни себе, ни ему. Так ни главный герой, ни его мать просто не привыкли к «телячьим нежностям», открытому выражению, проявлению своих чувств
В качестве первого примера писатель выделяет положительную сторону взаимоотношений в семье главного героя. Он подчеркивает, что несмотря на порой даже излишнюю строгость между ним и его матерью, между ними все равно царила сильнейшая любовь, взаимопонимание и заинтересованность в совместном времяпрепровождении. «То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом…О чём бы они ни говорили с матерью… – между ними творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни.» Этим примером автор показывает, что несмотря на отсутствие в отношениях главного героя и его матери открытого проявления нежности и заботы друг о друге, между ними все равно царило взаимопонимание.
В качестве второго примера автор приводит отрицательную сторону столь необычных отношений между Кравцовым и его матерью. Он показывает, что порой сдержанность между ними становилась излишней, даже переходящей в сухость: «Он приучался жить с сухими глазами. Он и мать никогда не видел плачущей…Мать никогда не целовала его, даже маленького, даже поздравляя его с днём рождения. Она крепко пожимала ему руку и вручала подарок. Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома.» Писатель подчеркивает также, что так как в их семье нежность, забота, сопереживание не было принято показывать, открыто демонстрировать, делиться друг с другом своими переживаниями и чувствами, огромное множество действительно нужных слов не было сказано : «И всё же сто лет молчания были их уделом. Сколько нежности они подавили в себе, сколько жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали в себе, сколько заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!» Данным примером автор показывает негативную сторону отношений между матерью и сыном без проявления друг перед другом чувств и эмоций.
Противопоставляя приведенные мной примеры, писатель подчеркивает, что сдержанность в проявлении чувств и эмоций, серьезность во взаимоотношениях матери и ее ребенка может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.
Ю. Нагибин считает, что матери и её ребенку порой просто необходимо делиться своими чувствами друг с другом, а в противном случае, между ними может пропасть взаимопонимание и согласие.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, члены семьи должны проявлять заботу и нежность друг к другу. В качестве доказательства приведу в пример семью, проживающую по соседству с нами. Там так же как и в семье главного героя текста не было принято открыто проявлять свою любовь друг к другу. Члены этой семьи крайне редко делились друг с другом волнующими их проблемами, обсуждали что-либо вместе. В результате их отношения разрушились, участились ссоры, скандалы. Ведь, действительно, семейные взаимоотношения обязательно должны подразумевать открытое проявление заботы, любви.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна автору данного текста за возможность поразмышлять о проблеме важности проявления чувств в семейных отношениях.
В этом сочинение вы неудачно сформулировали проблему:
Какую роль играет открытое выражение чувств в отношениях матери и ребёнка? |
Точнее было бы сформулировать проблему так: нужны ли внешние проявления любви?
Примеры вы приводите и поясняете, указываете на связь между ними. Но, к сожалению, анализ связи зачесть не могу.
Противопоставляя приведенные мной примеры, писатель подчеркивает, что сдержанность в проявлении чувств и эмоций, серьезность во взаимоотношениях матери и ее ребенка может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. |
Ю. Нагибин считает, что матери и её ребенку порой просто необходимо делиться своими чувствами друг с другом, а в противном случае, между ними может пропасть взаимопонимание и согласие. |
В вашей формулировке позиции автора не указано, что строгость в воспитании сына, по мнению автора, необходима. Вы указали только на вторую часть его мысли: замалчивать чувства тоже нельзя, иногда их проявление очень нужно и значимо. Обоснование своего согласия вы строите в этой же логике, что, на мой взгляд, противоречит замыслу автора. Поэтому и обоснование согласия вынуждена не зачесть.
С точки зрения грамотности нарекания есть по К 9 и К 10.
В центре внимания автора фигурирует история главного героя Кравцова, его детство, взаимоотношения с матерью. |
Отец Кравцова погиб в Гражданскую войну, из-за чего мать воспитывала его одна. Желая дать сыну воспитание, которое мог бы дать глава семьи, научить его стойкости и мужественности, мать воспитывала сына в строгости, не позволяя слабости и слёз ни себе, ни ему. |
Он подчеркивает, что несмотря на порой даже излишнюю строгость между ним и его матерью, между ними все равно царила сильнейшая любовь, взаимопонимание и заинтересованность в совместном времяпрепровождении. |
Он показывает, что порой сдержанность между ними становилась излишней, даже переходящей в сухость: «Он приучался жить с сухими глазами. Он и мать никогда не видел плачущей… |
Писатель подчеркивает также, что так как в их семье нежность, забота, сопереживание не было принято показывать, открыто демонстрировать, делиться друг с другом своими переживаниями и чувствами, огромное множество действительно нужных слов не было сказано... |
На экзамене постарайтесь глубже проникнуть в авторский замысел, чётче сформулировать главную мысль, которую автор пытался до нас донести, и, уже отталкиваясь от неё, оформить вопрос (проблему), ответ на который автор ищет в своём тексте.
Надеюсь, рекомендации были полезными.
Удачи на экзамене!