Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема жизненного предназначения человека

  • Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...

    (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

    (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

    (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

    (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

    (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

    (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

    − (25)Для работы.

    − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

    (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

    (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

    (По Б.Л. Васильеву*)

     

    * Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

26.03.2021 13:24:19
Автор: Лиза Мецгер

        В чем смысл жизни человека, для какой цели наделены люди столь огромным запасом энергии и сил? Над этой проблемой размышляет автор предоставленного текста.
    В центре внимания Б. Васильева фигурирует главный герой – рассказчик, который  рассуждает над вопросом своего предназначения в мире, он пытается прийти к ответу на вопрос: зачем же дано человеку столько возможностей, способностей и времени?
    В качестве первого примера автор приводит мысль героя о животных и их главной жизненной задаче: «Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки…Для человека подобные подвиги − блеск мгновения…Цель зверя − прожить отпущенный природой срок…он существует по закону необходимости…звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное…». Повествователь понимает, что животные действуют, руководствуясь лишь инстинктами и биологическими потребностями, тратят свою энергию, преследуя лишь одну цель: добыть пропитание и выжить, после чего нуждаются в длительном восстановлении. Он приходит к выводу, что именно поэтому они проживают определённый отрезок «абсолютного» времени, не имея возможности контролировать его, решать, как это время прожить. Данным примером автор показывает, что жизнеощущение зверей заметно отличается от человеческого в связи с иным устройством их существа с биологической точки зрения.
    Следующим примером автор выделяет предположение, которое в результате длительных поисков и метаний делает рассказчик о смысле человеческой жизни. Заинтересованный этой темой, он однажды спрашивает отца, зачем же человеку дан столь необъятный запас сил и энергии, на что получается ответ: «Для работы». Это подталкивает его  к следующим выводам: «Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения…стал я писателем…потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.». Главный герой понимает, что главное предназначение человека заключается в работе, в создании чего-либо, способного увековечить его имя. Данным примером автор подчеркивает, что человек должен достойно и правильно тратить данные ему возможности и силы, не сводить свое существование к примитивному удовлетворению своих базовых потребностей, но и стремится направить силы в какую-либо действительно полезную деятельность.
    Противопоставляя приведенные мной выше примеры, автор стремится показать ту существенную разницу, существующую между предназначением и главной жизненной целью животных и человека, наделенного столь немалым запасом энергии.
    Автор считает, что основной целью каждого является труд, работа во имя чего-либо стоящего, способного пережить нас, наделить наше существование смыслом.
    Невозможно не согласиться с Б. Васильевым. Действительно, наша жизнь становится по-настоящему интересной, когда мы увлечены каким-либо занятием, стремимся посвятить ему абсолютно все наши силы и энергию. В качестве доказательства хотелось бы привести всемирно известного художника Микеланджело. С самого юного возраста его поглотила жажда творить искусство. Он круглые сутки проводил за написанием картин, ставших впоследствии мировыми шедеврами. Но главным достижением художника считается роспись Сикстинской Капеллы. Не каждый знает, но далась эта работа ему невероятно тяжело, в процессе неё краска капала ему в глаза, в результате чего он практически полностью ослеп. Мы видим, что Микеланджело полностью отдавался своей работе, забывая даже о своем здоровье. Зато мы с уверенностью можем сказать, что этот гений живописного искусства по-настоящему увековечил свое имя, став поистине бессмертным. Именно Микеланджело является для меня примером человека, полностью посвятившего себя великой цели и направившего свой талант, все свои силы и энергию в труд, создание великого и значащего.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна Б. Васильеву за возможность задуматься о проблеме истинного предназначения человека в мире.
Количество слов - 535

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Лиза.
Вы написали очень хорошее сочинение. Редко встретишь детскую работу, в которой так выстроена логика, подробно, но без излишеств описаны примеры, фрагменты авторского текста не только прокомментированы, но и сопоставлены детально и вдумчиво. За это искренне и от всей души вас хвалю. Однако грамотность оставляет желать лучшего (в основном страдают грамматика и речь), в связи с чем вы и набрали только 18 баллов из 25 возможных. Рассмотрим допущенные в сочинении ошибки по каждому критерию, в котором имеется потеря баллов.

К 7. Орфографическая ошибка
Данным примером автор подчеркивает, что человек должен достойно и правильно тратить данные ему возможности и силы, не сводить свое существование к примитивному удовлетворению своих базовых потребностей, но и стремится направить силы в какую-либо действительно полезную деятельность.
Человек должен (что делать?)  не сводить и стремитЬся в инфинитиве нужен мягкий знак в -ться.

К 9. Грамматика
 Следующим примером автор выделяет предположение, которое в результате длительных поисков и метаний делает рассказчик о смысле человеческой жизни. Заинтересованный этой темой, он однажды спрашивает отца...
Неудачное употребление местоимения 3-го лица. Трудно понять, кто заинтересован этой темой и спрашивает отца.

Заинтересованный этой темой, он однажды спрашивает отца, зачем же человеку дан столь необъятный запас сил и энергии, на что получается ответ: «Для работы».
Ответ не сам получается, а его даёт отец и получает герой-рассказчик. Неудачное употребление возвратной формы глагола.
Данным примером автор подчеркивает, что человек должен достойно и правильно тратить данные ему возможности и силы, не сводить свое существование к примитивному удовлетворению своих базовых потребностей, но и стремится направить силы в какую-либо действительно полезную деятельность.
Вторая часть союза но и требует наличия и первой части не только. В качестве самостоятельного союза в этой конструкции лучше было бы употребить а.
 Противопоставляя приведенные мной выше примеры, автор стремится показать ту существенную разницу, существующую между предназначением и главной жизненной целью животных и человека, наделенного столь немалым запасом энергии.
Лучше было сопоставить жизненные цели животных и предназначение человека. "Цель зверя - прожить отпущенный природой срок", - пишет Б.Васильев. Вслед за автором оставляем предназначение для человека.

К 10. Речь
 В центре внимания Б. Васильева фигурирует главный герой – рассказчик, который  рассуждает над вопросом своего предназначения в мире...
Значение слова фигурировать - присутствовать, находиться где-л., принимая в чем-л. участие. Неудачное употребление сказуемого в этом контексте. Лучше его вообще опустить.

Данным примером автор показывает, что жизнеощущение зверей заметно отличается от человеческого в связи с иным устройством их существа с биологической точки зрения.
Во многих словарях слово жизнеощущение толкуется как внутреннее восприятие окружающей действительности и даётся с пометой высок., поэтому это слово лучше употребить по отношению к человеку, а не к животному.
 Следующим примером автор выделяет предположение, которое в результате длительных поисков и метаний делает рассказчик о смысле человеческой жизни.
Неудачное употребление слова. Лучше использовать глагол выдвигает или вместо "выделяет предположение" предполагает, что...
Противопоставляя приведенные мной выше примеры, автор стремится показать ту существенную разницу, существующую между предназначением и главной жизненной целью животных и человека, наделенного столь немалым запасом энергии.
Лучше заменить слово существенную на значимую, ощутимую, чтобы избежать употребления слов с одинаковым корнем в одном предложении.
Невозможно не согласиться с Б. Васильевым. Действительно, наша жизнь становится по-настоящему интересной, когда мы увлечены каким-либо занятием, стремимся посвятить ему абсолютно все наши силы и энергию.
Неудачное употребление слова в рамках заявленной проблемы и позиции автора. Лучше взять какое-то из следующих слов: полноценной, значимой, наполненной смыслом. Возможно, кто-то из проверяющих даже не зачтёт обоснование, так как автор в тексте рассуждает не об интересной, нескучной жизни, а о смысле, значимости человеческой жизни.

С самого юного возраста его поглотила жажда творить искусство.
Творить - это создавать в процессе творчества: творить настоящую жизнь, творить чудеса. Искусство - творческое воспроизведение действительности, отрасль творческой художественной деятельности: произведение искусства, певческое искусство. Неудачное сочетание слов. Лучше исключить из этого предложения дополнение, оставив только глагол творить, или заменить глагол существительным: жажда (чего?) творчества.

По К 5 сняла балл из-за логической ошибки:
 Автор считает, что основной целью каждого является труд, работа во имя чего-либо стоящего, способного пережить нас, наделить наше существование смыслом.
Неоправданное обобщение. Герой-рассказчик пишет от 1-го лица: "...я ... сам докапывался до ответов", "я пишу об этом ради двух слов отца, определивших ДЛЯ МЕНЯ весь смысл существования", "...я стал писателем... потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда".  Лучше было сказать, что целью или предназначением ЧЕЛОВЕКА, но не "каждого"...

По К 6 балл снят из-за речевых ошибок (К10), хотя в целом работа отличается разнообразием грамматического строя и глубиной мысли.

На экзамене постарайтесь, Лиза, уделить внимание не только содержанию сочинения, но и грамотному оформлению своих мыслей. Надеюсь, вам удастся это сделать и получить за ЕГЭ-сочинение максимальный балл.

Удачи на экзамене!



Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку