Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема воспитания детей

  • Текст: Ю. Нагибин. Мать выращивала его на холоду...

    (1)Мать выращивала его на холоду. (2)Он не видел своего отца, погибшего в Гражданскую войну. (3)Мать не любила разговоров об отце, она взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего.

    (4)Всё же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужского воспитания. (5)Кравцов прошёл спартанскую выучку. (6)С тех пор как он себя помнил, ему было заказано плакать и жаловаться. (7)Он приучался жить с сухими глазами. (8)Он и мать никогда не видел плачущей. (9)Даже когда уходил на фронт, мать не дрогнула. (10)«Ну счастливо, сынок, пиши», – и до двери не проводила, и в окошко не выглянула.

    (11)Мать никогда не целовала его, даже маленького, даже поздравляя его с днём рождения. (12)Она крепко пожимала ему руку и вручала подарок. (13)Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. (14)То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом.

    (15)Если бы рядом был отец, мать, возможно, была бы другой. (16)Но не существовало противовеса женскому, нежному, и её характер стал твёрдым, как железо.

    (17)Кравцов вовсе не чувствовал себя обделённым. (18)Конечно, он видел, что у его товарищей другие отношения с родителями, но не завидовал им, а с лёгкой брезгливостью наблюдал их телячьи нежности. (19)Ему было безмерно интересно с матерью. (20)Она неутомимо открывала ему мир – в природе, в книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нём чувство мирового бытия, а не бытового существования.

    (21)Его всегда удивляло, откуда мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица захудалого учреждения, так много знала. (22)Потом мать забыла многое из того, что знала, когда он был маленьким. (23)Он же ничего не забыл и принял навсегда даже ошибки матери. (24)Так, он не признавал в русской истории царя Фёдора Алексеевича, поскольку мать говорила лишь о слабосердечном Фёдоре Иоанновиче, и считал, что Наполеон был сослан на Мальту, а не на Эльбу…

    (25)О чём бы они ни говорили с матерью – пережитом или прочитанном, над чем бы ни трудились сообща, будь то предпраздничная уборка комнаты, возделывание огородной грядки, засолка груздей и рыжиков, или даже сборы в армию, – между ними творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни.

    (26)И всё же сто лет молчания были их уделом. (27)Сколько нежности они подавили в себе, сколько жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали в себе, сколько заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!

    (По Ю.М. Нагибину*)

     

    * Юрий Маркович Нагибин (1920 – 1994) – русский советский писатель, журналист, прозаик, сценарист, мемуарист.

14.03.2021 17:04:59
Автор: Данила

В предложенном для анализа тексте Юрий Маркович Нагибин поднимает проблему воспитания ребенка.
    Комментируя проблему, обратимся к содержанию текста. В нем говорится о том, как мать воспитывала сына без отца.
    Первый пример, помогающий понять проблему – это методы воспитания матери. Она боялась, что отсутствие отца в семье скажется на характере сына, поэтому она сама и её характер стали твёрдыми, как железо. Но даже несмотря на то, что она всеми силами старалась подавить в себе все чувства, они у нее все же были. Просто она их не показывала (пред. 14).
    В качестве второго примера приведем характер сына. Жесткое воспитание матери оставило большой след в душе сына: «Кравцов прошёл спартанскую выучку <…> ему было заказано плакать и жаловаться. Он приучался жить с сухими глазами…». И он уже не воспринимал другой манеры поведения. Проявление чувств у других людей он считал «телячьими нежностями». В Кравцове просто не развились какие-либо чувства.
    Приведенные примеры имеют причинно-следственную связь. Сокрытие всяких чувств у матери вызвало невозможность развития их у ее сына.
    Анализ текста позволяет понять позицию автора: то, какими ребенок видит родителей, таким он и становится. Дети копируют поведение своих родителей.
    Я согласен с позицией Юрия Марковича Нагибина. Так, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» дети Василия Курагина, который ради денег готов на все, пошли по стопам отца и всегда гонятся за наживой. Поэтому в воспитании детей следует не забывать, что дети – отражение нашей души, так что нужно стремиться оставить в себе только самое наилучшее.
Количество слов - 240

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Данила.
Формально ваше сочинение написано неплохо, но в нём много недодуманных мыслей, недоработанных, неточных формулировок.
Проблему вы определяете очень широко:
В предложенном для анализа тексте Юрий Маркович Нагибин поднимает проблему воспитания ребенка.
В этом тесте речь идёт не о воспитании вообще: нужно или не нужно воспитывать, как это делать, какие методы можно применять... Внимание автора сосредоточено именно на "спартанском", строгом воспитании. На мой взгляд, можно было точнее сформулировать проблему:
  • Проблема сурового (спартанского) воспитания.
  • Нужны ли внешние проявления любви (нежности)?
Думаю, именно из-за широко сформулированной проблемы в комментарии вы "ушли" в "осуждение" матери, не проявлявшей чувств по отношению к сыну. И это повлекло за собой ещё несколько ошибок и потерю баллов.
Комментарий построен правильно и неформально, хотя фактические, грамматические и речевые ошибки в нём присутствуют. Но о них скажу позже. Пока посмотрим суть, содержание.
Первый пример, помогающий понять проблему – это методы воспитания матери. Она боялась, что отсутствие отца в семье скажется на характере сына, поэтому она сама и её характер стали твёрдыми, как железо. Но даже несмотря на то, что она всеми силами старалась подавить в себе все чувства, они у нее все же были. Просто она их не показывала (пред. 14).
    В качестве второго примера приведем характер сына. Жесткое воспитание матери оставило большой след в душе сына: «Кравцов прошёл спартанскую выучку <…> ему было заказано плакать и жаловаться. Он приучался жить с сухими глазами…». И он уже не воспринимал другой манеры поведения. Проявление чувств у других людей он считал «телячьими нежностями». В Кравцове просто не развились какие-либо чувства.
    Приведенные примеры имеют причинно-следственную связь. Сокрытие всяких чувств у матери вызвало невозможность развития их у ее сына.
Пример 1 и пояснение к нему - "зачёт".
Пример 2 - тоже засчитываю, а вот пояснение к нему, к сожалению, зачесть не могу. Автор не говорит, что Кравцов стал бесчувственным. Научившись с детства не потакать своим слабостям, а, наоборот, преодолевать трудности, Кравцов стал стойким, сдержанным, но не бесчувственным. Он "не чувствовал себя обделённым", "ему было... безмерно интересно", между матерью и сыном "творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни". Это всё тоже о чувствах, только не нежности и душевных переживаниях, а, наверно, о чувстве уверенности, о познавательном интересе. Матери удалось развить в нём другие чувства, хоть и не те, которые мы привыкли связывать с материнской заботой и вниманием... Поэтому "не развились какие-либо чувства" я не могу зачесть...
Связь определена и проанализирована.

В финальном абзаце своего текста Ю. Нагибин пишет о молчании, об отсутствии нежности в жизни матери и сына, с горечью восклицает: "Сколько... жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали... заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!" Этим предложением автор утверждает, что любовь проявляется не только в строгом воспитании, желании вырастить мужчину, не "испортить", не избаловать мальчика, но также, по мнению автора, очень важно проявлять нежность. То есть автор строгость не отрицает, не осуждает, даже с пониманием относится к выбору матери. И всё-таки хотел бы, чтобы и проявления нежности были.
Вы же формулирует позицию автора так:
 Анализ текста позволяет понять позицию автора: то, какими ребенок видит родителей, таким он и становится. Дети копируют поведение своих родителей.
Внимание автора текста явно сосредоточено отнюдь не только на этом... Проблему вы расширили, а позицию автора, наоборот, сузили до одного из трёх важных аспектов. Позиция автора по этой проблеме складывается из трёх мыслей: 1) пример важен, отца нет, мать взяла на себя эту роль; 2) спартанское воспитание позволило вырастить мужчину, который не плачет и не жалуется; 3) отсутствием нежности в отношениях мать и сын обделили друг друга (мать сознательно, сын неосознанно)... Именно поэтому ни позицию автора, ни обоснование её, к сожалению, зачесть не могу.

Орфографических и пунктуационных ошибок в работе нет. Это очень хорошо. А вот речевые, грамматические, логические и фактические имеются. Прокомментируем их.

Логика
Но даже несмотря на то, что она всеми силами старалась подавить в себе все чувства, они у нее все же были.
Она, как минимум, любила сына и желала ему добра. И это чувство не пыталась в себе подавить. Неоправданное обобщение - логическая ошибка. То же самое: в России все пьют; все читали...

Грамматика
Анализ текста позволяет понять позицию автора: то, какими ребенок видит родителей, таким он и становится.
К подлежащему то нет сказуемого. Это нарушает структуру предложения.

Так, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» дети Василия Курагина, который ради денег готов на все, пошли по стопам отца и всегда гонятся за наживой.
Видо-временной "разнобой": пошли (что сделали?), а гонятся (что делают?). Нужно идут и гонятся.
Поэтому в воспитании детей следует не забывать, что дети – отражение нашей души, так что нужно стремиться оставить в себе только самое наилучшее.
Наилучшее - это самое хорошее. Смешение простой и составной превосходной степени.

Речь
Жесткое воспитание матери оставило большой след в душе сына...
В устойчивом сочетании глубокий след нельзя менять определение на другое.

Сокрытие всяких чувств у матери вызвало невозможность развития их у ее сына.
Неудачное употребление слова сокрытие. В словаре идёт с пометой устар. и офиц.-деловое. Сравните: сокрытие улик. Лучше было употребить оборот сдержанность в проявлении.
...нужно стремиться оставить в себе только самое наилучшее.
Лучше сказать культивировать в своём отношении к чему-то или воспитывать (взращивать) в своём характере.

Факты
Она боялась, что отсутствие отца в семье скажется на характере сына, поэтому она сама и её характер стали твёрдыми, как железо.
Мать не стала твёрдой. Тело её осталось таким же, каким было раньше. Укрепилась её воля, характер.

В Кравцове просто не развились какие-либо чувства.
В тексте не говорится, что он вырос бесчувственным, равнодушным, замкнутым... Но не был способен на нежность и теплоту, потому что не привык к ним.

В целом, Данила, у вас получилась неплохая работа. Однако множество мелких недочётов как в содержании, так и в оформлении сочинения, не позволило вам получить за неё высокий балл. Надеюсь, вы учтёте замечания и постараетесь не допустить на экзамене подобных ошибок.

Всего доброго!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 16

Возврат к списку