Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема материнской любви

  • Текст: Ю. Нагибин. Мать выращивала его на холоду...

    (1)Мать выращивала его на холоду. (2)Он не видел своего отца, погибшего в Гражданскую войну. (3)Мать не любила разговоров об отце, она взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего.

    (4)Всё же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужского воспитания. (5)Кравцов прошёл спартанскую выучку. (6)С тех пор как он себя помнил, ему было заказано плакать и жаловаться. (7)Он приучался жить с сухими глазами. (8)Он и мать никогда не видел плачущей. (9)Даже когда уходил на фронт, мать не дрогнула. (10)«Ну счастливо, сынок, пиши», – и до двери не проводила, и в окошко не выглянула.

    (11)Мать никогда не целовала его, даже маленького, даже поздравляя его с днём рождения. (12)Она крепко пожимала ему руку и вручала подарок. (13)Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. (14)То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом.

    (15)Если бы рядом был отец, мать, возможно, была бы другой. (16)Но не существовало противовеса женскому, нежному, и её характер стал твёрдым, как железо.

    (17)Кравцов вовсе не чувствовал себя обделённым. (18)Конечно, он видел, что у его товарищей другие отношения с родителями, но не завидовал им, а с лёгкой брезгливостью наблюдал их телячьи нежности. (19)Ему было безмерно интересно с матерью. (20)Она неутомимо открывала ему мир – в природе, в книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нём чувство мирового бытия, а не бытового существования.

    (21)Его всегда удивляло, откуда мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица захудалого учреждения, так много знала. (22)Потом мать забыла многое из того, что знала, когда он был маленьким. (23)Он же ничего не забыл и принял навсегда даже ошибки матери. (24)Так, он не признавал в русской истории царя Фёдора Алексеевича, поскольку мать говорила лишь о слабосердечном Фёдоре Иоанновиче, и считал, что Наполеон был сослан на Мальту, а не на Эльбу…

    (25)О чём бы они ни говорили с матерью – пережитом или прочитанном, над чем бы ни трудились сообща, будь то предпраздничная уборка комнаты, возделывание огородной грядки, засолка груздей и рыжиков, или даже сборы в армию, – между ними творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни.

    (26)И всё же сто лет молчания были их уделом. (27)Сколько нежности они подавили в себе, сколько жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали в себе, сколько заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!

    (По Ю.М. Нагибину*)

     

    * Юрий Маркович Нагибин (1920 – 1994) – русский советский писатель, журналист, прозаик, сценарист, мемуарист.

27.02.2021 18:13:00
Автор: Егор Кенгуров

          В чём проявляется сила материнской любви? Именно эта проблема находиться в центре внимания Ю.М.Нагибина.
          Размышляя на этим вопросом, автор подчеркивает переживание матери за сына:
"Все же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужской близости". Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся
гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает:
"Мать взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего. Она неутомимо открывала ему мир — в природе,
книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нем чувство мирового бытия, а не бытового существования".
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, каким должно быть отношение матери к сыну, у которого отец погиб на войне.
          Автор считает, что сила материнской любви заключается в трепетном и внимательном отношении к сыну.
           Я согласен с мнением Ю.М.Нагибина и считаю, что мать должна относиться к своему ребенку так, чтобы
он чувствовал ласку и заботу. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
           В повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголь рассуждает о трепетном отношении супруги строгого казака Тараса к сыновьям
Остапу и Андрию. Сыновья учились далеко от дома, поэтому мать не видела их целый год. Дождавшись их, она стремилась окружить их
комфортом и любовью. И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них.
Ночью перед отправлением в Запорожье мать смотрела на спящих сыновей и переживала за них: "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?".
На этом примере мы видим, что чуткое и сердечное отношение матери - важное качество для душевного состояния своего ребенка.
           В заключение хотелось бы отметить, что отношения между матерью и ребенком - это самые тёплые отношения. Поэтому так важно проявить материнскую любовь, пропитанную лаской, заботой и вниманием.
Количество слов - 306

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Егор.
Вы написали неплохую работу, постарались выстроить её в соответствии с критериями проверки ЕГЭ-сочинения. Однако не всё получилось удачно. Начнём анализ недочётов с содержания.
Несмотря на то что я зачла вам формулировку проблемы и поставила 1 балл по К1, хочу отметить, что проблему вы определяете несколько поверхностно:
В чём проявляется сила материнской любви?
Применительно к тексту Нагибина, на мой взгляд, следовало обязательно учитывать, с одной стороны, отсутствие внешних проявлений любви: объятия, поцелуи, слёзы, жалость. С другой, желание матери не обделить своего ребёнка, сделать его жизнь интересной, глубокой, содержательной. И при таком подходе проблема была бы обозначена несколько иначе: что важно для взаимоотношений между материю и ребёнком или в чём может проявляться материнская любовь. О силе и пронзительности в тексте говорится. Но такая формулировка при переходе к позиции автора не позволила вам указать все аспекты содержания:
Автор считает, что сила материнской любви заключается в трепетном и внимательном отношении к сыну.
Об этом отношении говорится во второй части текста (предложения 17-15). А в первой части (предложения 1-16) и в финальном абзаце (предложение 25) всё-таки с грустью и сожалением герой-рассказчик доносит мысль о том, что характер матери "стал твёрдым, как железо", что "сто лет молчания были их уделом", что много "нежности они подавили в себе", сожалеет, что мать и сын "замолчали в себе" много важных слов, "заморозили слёз", "оборвали душевных движений". Автор говорит не только о нежности, трепетности и внимании, но и о сдерживании чувств из благих побуждений, продиктованных пронзительной и трепетной любовью, и всё-таки, возможно, обделивших чем-то и ребёнка, и мать.
Не всё гладко и в построении комментария. Примеры не выглядят объёмными, весомыми. Вы ограничиваетесь цитированием 1 предложения в первом примере и 2-х предложений во втором:
Размышляя на этим вопросом, автор подчеркивает переживание матери за сына:
"Все же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужской близости". Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся
гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает:
"Мать взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего. Она неутомимо открывала ему мир — в природе,
книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нем чувство мирового бытия, а не бытового существования".
Для примеров этого маловато, хотя предложения подобраны удачно. А вот пояснения, к сожалению, не удалось сделать глубокими и содержательными именно из-за поверхностности примеров, поэтому я их не зачла. Если бы про опасения матери вы рассказали побольше, то и пояснить было бы что (1 пример). Если бы про "открытие мира" вы сказали объёмнее, то пояснение-анализ было бы сделать легче.
Связь между примерами указана:
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, каким должно быть отношение матери к сыну, у которого отец погиб на войне.
Однако анализа, каким отношение должно быть, не произведено. Следовало указать, что, с одной стороны, переживая за сына, мать запретила себе проявлять нежность, ласку, не плакала сама и запрещала делать это сыну. И более объёмный 1-ый пример помог бы это выявить. С другой стороны, она вложила всю свою любовь в воспитание и образование сына, расширение границ его мировосприятия. Такой анализ позволил бы заработать вам дополнительные баллы по К2.
За грамотность по К7-К10, к сожалению, тоже не удалось получить максимальный балл.
Именно эта проблема находиться в центре внимания Ю.М.Нагибина.
Проблема (что делает?) находится. Глагол в форме 3 л. ед. ч., а не в Н.ф.
И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них.
Придаточное нужно выделить запятыми с двух сторон.
Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся
гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает
Смогла воспитать (кого? что?) и открыть... Воспитать мир она не могла. Видимо, имелось в виду, что она воспитала сына. Неудачно построено предложение с однородными членами (грамматическая ошибка). Открыть мир в душе тоже неверно с точки зрения речи. Она развивала его, учила глубине восприятия, расширяя для него границы внешнего мира.
  В заключение хотелось бы отметить, что отношения между матерью и ребенком - это самые тёплые отношения.
Можно было избежать повтора, перестроив предложение.

В обосновании согласия с автором вы говорите о чувствах матери:
В повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголь рассуждает о трепетном отношении супруги строгого казака Тараса к сыновьям
Остапу и Андрию. Сыновья учились далеко от дома, поэтому мать не видела их целый год. Дождавшись их, она стремилась окружить их
комфортом и любовью. И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них.
Ночью перед отправлением в Запорожье мать смотрела на спящих сыновей и переживала за них: "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?".
На этом примере мы видим, что чуткое и сердечное отношение матери - важное качество для душевного состояния своего ребенка.
А заканчиваете свою мысль почему-то состоянием ребёнка, хотя об ощущениях, переживаниях Остапа или Андрия не было сказано ни слова. В этом я усматриваю логическое нарушение и поэтому снимаю 1 балл по К 5. Местоимение свой употреблено неудачно в этом предложении, лучше было сказать её.
В целом работа неплохая, но есть ещё о чём подумать, куда приложить усилия. Надеюсь, при написании следующих работ вы будете внимательнее к исходному тексту и оформлению комментария к проблеме в своём сочинении, а также обратите внимание и на грамотность.
Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку