Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости людей

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



25.02.2021 16:33:07
Автор: Максим Шалов

      На какие поступки может пойти человек во время войны ? Что движет человеком в это время? Какие черты характера раскрываются ?
      Автор показывает нам проблему трусости человека на войне. На какие действия готов пойти человек в экстренной ситуации.
     Бакланов приводит пример того, как Долговушина охватил страх, когда пред ним вспрыгнул человек в каске. Долговушин сильно испугался и побежал прочь, игнорируя приказы. Он оставил умирать раненого старшину, хотя сам старшина кричал, куда бежать  Долговушину, чтоб тот выжил. Это показывает, что Долговушин повел себя как последний трус, бросив умирать товарищей, лишь бы самому остаться в живых.
      Так же после возвращения к своим, Долговушин начал рассказывать , как он героически повел себя :" старшину убило у него  на глазах, он пытался тащить его мертвого". Хотя сам Долговушин первее всех убегал с поля боя. Он испугался говорить своим правду, так ка его могли пустить под трибунал. Это показывает, что человека охватили трусость и подлость. А эти качества являются наиболее плохими для человека.
     Позиция автора ясна. Бакланов считает, что эти качества недопустимы для человека. Писатель проявляет негативное отношение к Долговушину и презирает его, так как он трус.
     Я полностью поддерживаю позицию автора. По моему мнению Долговушин повел себя подло, бросив товарищей в бою, а затем наврал, дабы обезопасить себя. Такие люди как Долговушин должны быть лиюо перевоспитаны, либо изолированы от общества. Нужно всегда поступать правдиво, не поддаваясь трусости.
     В заключении можно сказать,что какая бы ситуация не случилась, люди должны делать правильный  выбор, не смотря на  страх. Трусость это  то качество, от которого нужно избавляться всеми силами.
                          
Количество слов - 249

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Максим!
В целом у вас получилось хорошее сочинение, в работе прослеживается коммуникативный замысел, продумана последовательность изложения и выстроена логика. Однако не все критерии, по которым оценивается ЕГЭ-сочинение, учтены. Например, мне не удалось найти указания на связь между примерами и анализ этой связи. Опишу подробнее ошибки, чтобы вы могли их учесть и впредь постараться не допускать.
Формулирование проблемы оценивается 1 баллом, однако неверное оформление этой части работы может повлечь за собой незачёт по всем критериям содержания (К1-К4). А это 9 баллов за содержание.
Вы формулируете проблему так:
    На какие поступки может пойти человек во время войны ? Что движет человеком в это время? Какие черты характера раскрываются ?
      Автор показывает нам проблему трусости человека на войне. На какие действия готов пойти человек в экстренной ситуации.
Обо всём этом автор размышляет в своём тексте. Но мы должны выбрать только ОДНУ проблему и чётко её сформулировать.
В этом тексте поднимается и проблема приспособленчества (она соотносится с первым абзацем вашей формулировки), и проблема поведения человека в экстремальных условиях (война, столкновение с врагом). Проблема трусости, на мой взгляд, слишком узка для данного текста. Вы смешиваете всё, что смогли "вычерпать" из текста, не потрудившись сосредоточиться на каком-то одном важном и значимом аспекте. Это может сыграть с вами злую шутку на экзамене. Я поставила вам 1 балл по К1, но кто-то из экспертов может этого и не сделать. Можно было оставить акцент на трусости: автор размышляет о трусости человека на войне. Но в качестве проблемы всё-таки обозначить поведение бойца Долговушина в целом: и выводит нас на проблему поведения человека в экстремальных условиях.
Примеры вы сконструировали хорошо:
Бакланов приводит пример того, как Долговушина охватил страх, когда пред ним вспрыгнул человек в каске. Долговушин сильно испугался и побежал прочь, игнорируя приказы. Он оставил умирать раненого старшину, хотя сам старшина кричал, куда бежать  Долговушину, чтоб тот выжил.
Так же после возвращения к своим, Долговушин начал рассказывать , как он героически повел себя :" старшину убило у него  на глазах, он пытался тащить его мертвого". Хотя сам Долговушин первее всех убегал с поля боя. Он испугался говорить своим правду, так ка его могли пустить под трибунал.
Пояснения к ним не отличаются особой глубиной, но в целом соответствуют содержанию текста, поэтому их нельзя не зачесть.
Это показывает, что Долговушин повел себя как последний трус, бросив умирать товарищей, лишь бы самому остаться в живых.
Это показывает, что человека охватили трусость и подлость. А эти качества являются наиболее плохими для человека.
Связь между примерами не указана и не проанализирована, на этом вы потеряли 2 балла.
В тексте сочинения есть орфографические ошибки:
 Так же после возвращения к своим, Долговушин начал рассказывать , как он героически повел себя :
Союз пишется слитно.
В заключении можно сказать,что какая бы ситуация не случилась, люди должны делать правильный  выбор, не смотря на  страх.
У производного предлога в заключение на конце пишем е. В этом предложении частица ни усилительная, не отрицательная не. Предлог несмотря на пишется слитно.
Пунктуационные:
По моему мнению Долговушин повел себя подло, бросив товарищей в бою, а затем наврал, дабы обезопасить себя.
Вводную конструкцию нужно выделить запятыми.
Такие люди как Долговушин должны быть лиюо перевоспитаны, либо изолированы от общества.
Если есть указательные слова так, такой, таков, перед как нужно ставить запятую.
Трусость это  то качество, от которого нужно избавляться всеми силами.
Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, ставим тире.
Грамматические нарушения:
Хотя сам Долговушин первее всех убегал с поля боя.
Нет такой формы в русском языке как самостоятельного слова.
Он испугался говорить своим правду, так ка его могли пустить под трибунал.
Можно пойти под трибунал. Слово пустить неудачно употреблено в данном контексте. Есть фразеологизм пустить в расход в значении "расстрелять" (разг.).
 Я полностью поддерживаю позицию автора.
Позицию можно разделять, думать так же, как он. Можно поддерживать кого-то: выступающего, докладчика. Неверное управление.
Речевые недочёты не позволили получить максимальный балл по К10 и К6.
Это показывает, что человека охватили трусость и подлость.
Трусость и подлость - это качества человека. Они его не охватывают, а он их проявляет.
А эти качества являются наиболее плохими для человека.

Писатель проявляет негативное отношение к Долговушину и презирает его, так как он трус.
Слова-штампы плохой, хороший, негативный, положительный не являются ошибками, но не красят сочинение. Постарайтесь найти более точные оценочные слова в каждой ситуации.

Трус тоже не самое точное слово для оценки и характеристики Долговушина. Он приспособленец, лжец, спасая свою жизнь, он расчётливо и находчиво ведёт себя, когда же нужно подумать о товарищах, забывает о своих умениях, ищет выгоду в любой ситуации, даже когда на его глазах гибнут люди.

По К12 сняла балл за товарищей, хотя в боевой операции участвовал вместе с Долговушином только старшина Пономарёв (один товарищ).
Это показывает, что Долговушин повел себя как последний трус, бросив умирать товарищей, лишь бы самому остаться в живых.
По моему мнению Долговушин повел себя подло, бросив товарищей в бою, а затем наврал, дабы обезопасить себя.
Ещё раз отмечу, что сочинение неплохое, но требует определённой доработки. Постарайтесь учесть замечания и в следующих работах не допускать таких ошибок.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку