Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Должна ли материнская любовь быть явной?

  • Текст: Ю. Нагибин. Мать выращивала его на холоду...

    (1)Мать выращивала его на холоду. (2)Он не видел своего отца, погибшего в Гражданскую войну. (3)Мать не любила разговоров об отце, она взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего.

    (4)Всё же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужского воспитания. (5)Кравцов прошёл спартанскую выучку. (6)С тех пор как он себя помнил, ему было заказано плакать и жаловаться. (7)Он приучался жить с сухими глазами. (8)Он и мать никогда не видел плачущей. (9)Даже когда уходил на фронт, мать не дрогнула. (10)«Ну счастливо, сынок, пиши», – и до двери не проводила, и в окошко не выглянула.

    (11)Мать никогда не целовала его, даже маленького, даже поздравляя его с днём рождения. (12)Она крепко пожимала ему руку и вручала подарок. (13)Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. (14)То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом.

    (15)Если бы рядом был отец, мать, возможно, была бы другой. (16)Но не существовало противовеса женскому, нежному, и её характер стал твёрдым, как железо.

    (17)Кравцов вовсе не чувствовал себя обделённым. (18)Конечно, он видел, что у его товарищей другие отношения с родителями, но не завидовал им, а с лёгкой брезгливостью наблюдал их телячьи нежности. (19)Ему было безмерно интересно с матерью. (20)Она неутомимо открывала ему мир – в природе, в книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нём чувство мирового бытия, а не бытового существования.

    (21)Его всегда удивляло, откуда мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица захудалого учреждения, так много знала. (22)Потом мать забыла многое из того, что знала, когда он был маленьким. (23)Он же ничего не забыл и принял навсегда даже ошибки матери. (24)Так, он не признавал в русской истории царя Фёдора Алексеевича, поскольку мать говорила лишь о слабосердечном Фёдоре Иоанновиче, и считал, что Наполеон был сослан на Мальту, а не на Эльбу…

    (25)О чём бы они ни говорили с матерью – пережитом или прочитанном, над чем бы ни трудились сообща, будь то предпраздничная уборка комнаты, возделывание огородной грядки, засолка груздей и рыжиков, или даже сборы в армию, – между ними творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни.

    (26)И всё же сто лет молчания были их уделом. (27)Сколько нежности они подавили в себе, сколько жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали в себе, сколько заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!

    (По Ю.М. Нагибину*)

     

    * Юрий Маркович Нагибин (1920 – 1994) – русский советский писатель, журналист, прозаик, сценарист, мемуарист.

25.02.2021 14:28:56
Автор: Аниса Касимова

     Должна ли материнская любовь быть явной? Этой проблеме посвящён текст Юрия Марковича Нагибина.
      Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор описывает отношения Кравцова с его матерью: “ Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом. “ Так писатель указывает на то, что любовь можно проявлять различными способами.
      Также важен фрагмент, в котором говорится: “...между ними творился неслышный обмен, возводивший обыденность в ранг высшей жизни”. Таким образом Нагибин демонстрирует скрытую теплоту отношений Кравцова с матерью.
      Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что появление любви может быть не таким очевидным, как кажется на первый взгляд.
      Позиция автора такова: материнская любовь может быть скрытой и неочевидной.
      Я разделяю мнение писателя. Действительно, отношения ребёнка и матери могут быть нежными, несмотря на отсутствие явных признаков проявления заботы. Например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” старый граф Болконский воспитывает своих детей в строгости. Тем не менее эпизод прощания графа с Андреем показывает, что его любовь к сыну очень сильна, несмотря на её неочевидность для окружающих.
      В заключение хочу сказать, что каждый человек проявляет любовь по-своему, поэтому она может показаться неочевидной.

Количество слов - 212

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Аниса.
Вы написали хорошее сочинение. И хотя вся работа показалась мне слишком краткой, сжатой, "дистиллированной", не нахожу основания не зачесть ни сами примеры, ни пояснения к ним. Формально всё верно, хотя я бы развернула объём каждого примера, указав не только на выводы, к которым приходит автор, но и на поведение, поступки, ведь именно эти смысловые фрагменты текста являются собственно примерами, иллюстрациями.
В перовом примере вы приводите развёрнутую цитату:
  Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор описывает отношения Кравцова с его матерью: “ Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом. “
И комментируете её довольно общими словами:
Так писатель указывает на то, что любовь можно проявлять различными способами.
Не зря же до "вывода", который вы цитируете в своей работе, Нагибин говорит о том, что герою "было заказано плакать и жаловаться", что мать "не дрогнула", когда он "уходил на фронт", "не проводила,... в окошко не выглянула", "никогда не целовала", а только "крепко пожимала ему руку". Думаю, эти детали сделали бы ваше сочинение более объёмным и выразительным. Да и слово различными является слишком общим для описания душевных движений, внутренних сомнений и переживаний. Хотя, повторюсь, формально не к чему придраться.
Второй пример ещё короче по объёму и содержанию:
Также важен фрагмент, в котором говорится: “...между ними творился неслышный обмен, возводивший обыденность в ранг высшей жизни”.
До этой цитаты тоже не помешало бы сказать, что "ему было безмерно интересно с матерью", "она неутомимо открывала ему мир", она много знала и старалась передать ему всё, что могла, несмотря на внутренний запрет проявлять и демонстрировать ласку, нежность и теплоту.
Потеряли баллы вы только на анализе связи между примерами.
    Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что появление любви может быть не таким очевидным, как кажется на первый взгляд.
В первом примере говорится о спартанском подходе, запрете проявлять эмоции. Во втором - о желании матери при этой внешней сухости, отсутствии "телячьих нежностей" организовать жизнь сына "безмерно интересно", перешагнув за рамки "бытового существования" в "мировое бытие". Такого анализа, в котором вы развели бы примеры, показали значимость каждого, я не нашла в сочинении.

На протяжении всего сочинения для характеристики отношений матери и сына используются слова явный, неочевидный, очевидный:
Должна ли материнская любовь быть явной?

Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что появление любви может быть не таким очевидным, как кажется на первый взгляд.

Позиция автора такова: материнская любовь может быть скрытой и неочевидной.

Я разделяю мнение писателя. Действительно, отношения ребёнка и матери могут быть нежными, несмотря на отсутствие явных признаков проявления заботы.

Тем не менее эпизод прощания графа с Андреем показывает, что его любовь к сыну очень сильна, несмотря на её неочевидность для окружающих.
      В заключение хочу сказать, что каждый человек проявляет любовь по-своему, поэтому она может показаться неочевидной.
Формально это не ошибки, но поскольку это всё-таки сочинение, можно было постараться как-то разнообразить лингвистический ряд.
Ещё есть над чем работать, чтобы ЕГЭ-сочинение в вашем исполнении выглядело более глубоким и объёмным. Однако уже сейчас вас можно похвалить за стройность, выверенность и грамотность вашей работы.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку