Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



19.02.2021 20:50:20
Автор: Андрей Василец

      Что вы будете делать, если окажетесь в непростой жизненной ситуации: будете заботиться о себе и своей безопасности, или в первую очередь окажете помощь, такому же нуждающемуся, человеку как вы?
Г. Бакланов своим произведением "Южнее главного удара" заставляет читателя задуматься над этим непростым для рассуждения вопросом.
      В тексте нам представлен некий Долговушин. Долговушин - трусливый солдат, заботящийся только о своей безопасности. Чтобы наиболее ярко изобразить характер его поведения, автор сравнивает с ним старшину Пономарева. Когда немцы попали к ним в плен, Долговушин испугался и бросил старшину, в то время как тот ответственно нес свой долг и в момент нападения врага смог спасти не только себя, но и трусливого солдата.
      Во время, в которое мы живем проблема трусости, к сожалению, очень актуальна. Ведь многие только на словах могут описать какие они храбрецы, но попав в трудную ситуацию как "герой" произведения Бакланова все что было сказано испаряется. И в итоге, из-за таких персонажей уходят из жизни по-настоящему хорошие бойцы.
      Автор же считает, что никто из нас не застрахован от чрезвычайных ситуаций. Каждый может проявить как свои лучшие, так и худшие качества. Сравнивая двух героев Бакланов показывает две противоположности поведения. И уже читателю он предлагает поразмышлять и проанализировать две разных личности с абсолютно разными характерами и понятиями.
      Что касается моего мнения, то я разделяю его с писателем. Попав на войну и повидав немало всего что там происходит, как на поле боя меняются люди, ты не знаешь, как поступишь ты. Ведь война меняет людей, кого-то в худшую, а кого-то в лучшую сторону.
      Но даже если не брать в счёт войну, в нашей жизни происходит много ситуаций проявления трусости.
В романе "Война и мир" Л.Н.Толстого Николай Ростов, попав в непривычную им среду, опасается за свою жизнь. К примеру, вместо того чтобы стрелять во француза, он бросил в него пистолет и в страхе убежал прочь. Но Николай понимал, что он поступает как трус, что не мало важно. До и после своего ранения он думал о том, что он не должен погибнуть, его же так любит и ждет вся его семья. Сам Лев Толстой пишет очень правильную вещь: "опасение за жизнь-естественное состояние неопытного бойца".
      Ещё один пример трусости можно привести из произведения "Мастер и Маргарита" М.Булгакова. В нём состоялась казнь мирного философа Иешуа. Являясь крупным представителем власти Понтий Пилат мог предотвратить это событие, но он забоялся. Приговор подписан, казнь состоялась. После произошедшего Понтий Пилат очень сожалел о том, что не смог повлиять на исход казни. Он признал, что трусость является самым страшным пороком человека.
      В итоге хочется сказать, что трусость и вправду страшный порок. Но никогда не будет лишним воспитывать в себе храбрость. Раскаяться за произошедшее от части по вашей вине, это уже немалый прогресс. Оказавшись в непростой ситуации, неважно будь это война или какое-нибудь другое событие, всегда нужно думать головой и не поддаваться первовспыхнувшим эмоциям, тогда вы придете к наилучшему исходу и подадите пример людям, которые еще учатся поведению в чрезвычайных ситуациях.
Количество слов - 478

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Андрей.
К сожалению, похвалить ваше сочинение не могу. В работе много общих формулировок, абстрактных тезисов, отвлечённых и нелогичных отступлений. В экзаменационном сочинении на ЕГЭ всё должно быть подчинено логике, в соответствии с которой вашу работу будет проверять эксперт. Структура сочинения отражена в критериях проверки, ими и следует руководствоваться. Прокомментирую вашу работу с точки зрения содержания.
Проблему (К1) вы формулируете так:
  Что вы будете делать, если окажетесь в непростой жизненной ситуации: будете заботиться о себе и своей безопасности, или в первую очередь окажете помощь, такому же нуждающемуся, человеку как вы?
В тексте рассказывается о тяготах военной жизни и конкретной ситуации обстрела, в которой герои повели себя по-разному. О нас, читателях, в тексте нет ни слова. Это не публицистический, а художественный текст. Формулируя проблему, мы должны "приподняться" над конкретной ситуацией и сказать более общо, чем в конкретном тексте:
    - проблема героизма на войне (можно добавить "истинного" или "ложного");
    - проблема поведения человека в экстремальных условиях.
Можно сформулировать проблему в виде вопроса при помощи слов должен, следует, нужно ли и др. И тогда проблемы, поднимаемые автором этого текста могут быть оформлены так:
    - Должен ли человек проявлять героизм на войне?
    - Может ли человек проявлять достойное (героическое) поведение в экстремальных ситуациях?
В вашей формулировке много слово, среди которых теряется, "вымывается" суть, "зерно" проблемы. А это отправная точка рассуждения. Она должна быть максимально точной и при этом ёмкой.

Примеры из текста короткие и скомканные:
   В тексте нам представлен некий Долговушин. Долговушин - трусливый солдат, заботящийся только о своей безопасности. Чтобы наиболее ярко изобразить характер его поведения, автор сравнивает с ним старшину Пономарева. Когда немцы попали к ним в плен, Долговушин испугался и бросил старшину, в то время как тот ответственно нес свой долг и в момент нападения врага смог спасти не только себя, но и трусливого солдата.
Пояснений к ним вообще нет. Связь между примерами ограничена одним словом "сравнивает", а анализа смысловой связи между примерами я вообще не обнаружила. Комментарий - самая важная и "дорогая" часть ЕГЭ-сочинения. Максимально за неё можно получить 6 баллов. А вы, к сожалению, получаете только 2. Хотя, возможно, первый пример следовало бы не зачесть. И тогда вам остался бы 1 балл из 6.

Позиция автора формально верная, но тоже есть много вопросов к способу её выражения:
Автор же считает, что никто из нас не застрахован от чрезвычайных ситуаций. Каждый может проявить как свои лучшие, так и худшие качества. Сравнивая двух героев Бакланов показывает две противоположности поведения. И уже читателю он предлагает поразмышлять и проанализировать две разных личности с абсолютно разными характерами и понятиями.
Было бы правильнее сказать, что в чрезвычайных ситуациях люди могут проявить как свои лучшие, так и худшие свои качества.

Отношение к позиции автора и обоснование своего согласия вы зачем-то "растянули" на 4 абзаца, хотя эта часть сочинения тоже должна быть довольно ёмкой по своему содержанию. Предполагается, что, разделяя мнение автора, вы его как-то обоснуете, опираясь на жизненный или читательский опыт. И только. А вы привели 2 примера из литературы, насадив во второй части сочинения и логических, и грамматических, и речевых, и орфографических ошибок. Это не украсило ваше сочинение. Более того, в рамках рассуждения о поведении человека в экстремальной ситуации ваше обоснование о том, как МЕНЯЮТСЯ люди на поле боя, а не "проявляют как свои лучшие, так и худшие качества" является логическим противоречием. Автор говорил о проявлении, а вы говорите об изменениях, поэтому обоснование согласия я вынуждена вам тоже не зачесть.

За содержание сочинения по К1 - К4 вы получили всего 4 балла из 9 возможных.

Расплывчатость и неточность в суждениях и формулировках повлекла снижение баллов и по К5 и К6. Грамотность, к сожалению, тоже неблестящая.

Орфографические ошибки:
Но Николай понимал, что он поступает как трус, что не мало важно.
Это наречие пишется в одно слово в данном контексте.
Раскаяться за произошедшее от части по вашей вине, это уже немалый прогресс.
Тоже наречие, нужно писать слитно.

Пунктуационных ошибок в работе много. Поясню лишь некоторые из них.
Что вы будете делать, если окажетесь в непростой жизненной ситуации: будете заботиться о себе и своей безопасности, или в первую очередь окажете помощь, такому же нуждающемуся, человеку как вы?
Запятая нужна только перед как. Окажете помощь (кому?) человеку (какому?) такому же нуждающемуся. Нечего выделять или разделять в рамках выделенной зелёным части предложения.
Во время, в которое мы живем проблема трусости, к сожалению, очень актуальна.
Придаточное предложение внутри главного нужно выделить запятыми с двух сторон.
Ведь многие только на словах могут описать какие они храбрецы, но попав в трудную ситуацию как "герой" произведения Бакланова все что было сказано испаряется.
Придаточное нужно выделить с двух сторон. Деепричастный оборот нужно выделить с двух сторон. Придаточное предложение опять нужно выделить.
Попав на войну и повидав немало всего что там происходит, как на поле боя меняются люди, ты не знаешь, как поступишь ты.
Деепричастные обороты нужно выделить запятыми.

Грамматических ошибок в работе тоже много. Прокомментирую самые вопиющие.
Когда немцы попали к ним в плен, Долговушин испугался и бросил старшину, в то время как тот ответственно нес свой долг и в момент нападения врага смог спасти не только себя, но и трусливого солдата.
Неудачное употребление местоимения.
  Что касается моего мнения, то я разделяю его с писателем.
Нужно разделить мнение писателя, а не своё.
 Но даже если не брать в счёт войну, в нашей жизни происходит много ситуаций проявления трусости.
Неверное употребление фразеологизма брать в расчёт и грамматически искажено, и с точки зрения речи не оправдано (помета прост. в фразеологическом словаре).
В романе "Война и мир" Л.Н.Толстого Николай Ростов, попав в непривычную им среду, опасается за свою жизнь.
В непривычную для кого? для него. Неверное управление.

Раскаяться за произошедшее от части по вашей вине, это уже немалый прогресс.
Раскаиваются в чём-то, а за что-то извиняются или просят прощения. Неверное управление.
Оказавшись в непростой ситуации, неважно будь это война или какое-нибудь другое событие, всегда нужно думать головой и не поддаваться первовспыхнувшим эмоциям, тогда вы придете к наилучшему исходу и подадите пример людям, которые еще учатся поведению в чрезвычайных ситуациях.
Слова первовспыхнувшие нет в русском языке.

Речевые ошибки:
И уже читателю он предлагает поразмышлять и проанализировать две разных личности с абсолютно разными характерами и понятиями.
Удачнее было бы сказать примерно так: Автор предлагает поразмышлять о поведении разных людей в экстремальной ситуации, задуматься о ценностях и ориентирах, которыми они руководствуются.

Являясь крупным представителем власти Понтий Пилат мог предотвратить это событие, но он забоялся.
Неудачное употребление просторечного слова забоялся, лучше сказать испугался.
Приговор подписан, казнь состоялась. После произошедшего Понтий Пилат очень сожалел о том, что не смог повлиять на исход казни.
Неоправданный повтор.

Фактические ошибки в фоновом материале не позволили начислить балл по К12.
Когда немцы попали к ним в плен, Долговушин испугался и бросил старшину, в то время как тот ответственно нес свой долг и в момент нападения врага смог спасти не только себя, но и трусливого солдата.
Про пленённых немцев ничего в тексте не говорится. Немцы откуда-то стреляли и под этот обстрел попали старшина и Долговушин. Пономарёв отстреливался, но "кто-то палкой ударил его по голове, по кости. Пономарёв дрогул, ткнулся лицом в снег, и свет померк." Мало похоже на "спасение себя".

Андрей, ваша работа очень "сырая", рассуждения сбивчивые, мысли в ней недодуманные, "притянутые за уши". В ней много лишнего: зачем-то говорится об актуальности проблемы, хотя "нам не видать таких сражений"; приведено 2 примера для обоснования своего согласия, хотя в этом нет необходимости. Баллы потеряны и на содержании, и на грамотности. Предстоит ещё немало поработать, чтобы на экзамене получить более высокий балл.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 8

Возврат к списку