Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема истинного героизма на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



19.02.2021 07:23:29
Автор: Дарья Мирошник

     В предложенном для анализа тексте автор рассуждает о проблеме настоящего героизма на войне.
    Примером такого героизма можно считать старшину Пономарева. Во время захвата немцами он проявил себя очень храбро и жертвенно. когда увидел, что его подопечный струсил , не послушал начальство и убежал , старшина рискуя своей жизнью, вместо того, чтобы самому убежать или спрятаться начал прикрывать его и кричать, куда лучше следует ползти. Такой поступок характеризует старшину Пономарева как настоящего героя, который стремился в первую очередь спасти жизни людей, пусть он сам за этомог пострадать.
      Этому персонажу противопоставляется другой - Долговушин. Он бестолков, безынициативен и труслив. Никогда не стремился  отправиться на войну и очень боялся только одного - попасть в пехоту. Во время задания Долговушин показал себя ненадежным и не честным человеком, предал своего начальника, а сам решил сбежать. Вдобавок к этому ,вернувшись в свою часть он наоборот, не признался а выставил себя героем, пытавшемся спасти старшину. Такой поступок раскрывает Долгушина как человека бесчестного м подлого ,а его рассказ, за который получил уважение ,отдых и признание его героем - проявлением  низости.
      Образы героев, противопоставленных  друг другу помогают понять , в чем же проявляется настоящий героизм на войне и чем он отличается от ложного.
      Этими примерами автор подводит читателя к выводу о том что настоящий героизм в первую очередь это храбрые и героические поступки, жертвенность и любовь к отечеству.
       Нельзя не согласиться с мнением автора. действительно, человека можно считать героем только за поистине смелые и самоотверженные поступки, которые не требуют признания, а совершались во благо родины.
        Подобный пример  в литературе можно увидеть в героине повести Б.Васильева “ а зори здесь тихие” Рите Осяниной, которая во время Второй Мировой войны отправилась на фронт для отражения удара нацистов. хотя шансы на победу были очень малы, она храбро приняла бой, в котором умерла. Ее героизм заключается в смелости и отважности решения постоять за родину в неравном бою и пожертвовать собой ради победы отечества.
      Подводя итоги сказанному , хочется заметить, что настоящий героизм на войне не требует всеобщего внимание или похвал, он является в поступках и побуждениях каждого и направлен не на получение признания окружающих , а на проявление истинно героических качеств человека, таких как храбрость, самоотверженность и преданность отечеству. Именно отличает истинный героизм от ложного.
Количество слов - 357

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Дарья!
Вы написали хорошее сочинения. Нельзя не отметить его сильные стороны: качественно осмыслен и проанализирован исходный текст, фактический материал отобран под задачу, логика построения сочинения почти безупречна. Первый, "верхний", содержательный "пласт" сочинения вы проработали вдумчиво и грамотно. Связь между примерами вы обозначили:
Образы героев, противопоставленных  друг другу помогают понять , в чем же проявляется настоящий героизм на войне и чем он отличается от ложного.
На мой взгляд, и анализ связи между примерами налицо. Я его засчитала, но не уверена, что любой проверяющий поступил бы так же. Для гарантии, чтобы эксперт точно увидел в вашем сочинении АНАЛИЗ связи между примерами, могу порекомендовать пользоваться методом "разведения примеров": ОДИН герой проявляет истинный героизм, думая о своих товарищах из пехоты, которых "немцы встретят пулемётным огнём" и спасая приспособленца Долговушина, выпуская "в немцев все семь патронов". ВТОРОЙ способен заботиться только о себе: "быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог" уползать с поля боя, усмехаться "с превосходством живого над мёртвым", выбираться "из-под огня... толково, применяясь к местности" и даже, воспользовавшись случаем, дослужить на "тихой, хлебной должности каптёра". Согласитесь, такой анализ связи более убедителен и добавляет "веса" вашему комментарию и "объёма" видению проблемы и логически выводит на позицию автора:
 Этими примерами автор подводит читателя к выводу о том что настоящий героизм в первую очередь это храбрые и героические поступки, жертвенность и любовь к отечеству.
К сожалению, с грамотностью всё не так безупречно, как с содержанием вашего сочинения.
Орфографическая ошибка:
Во время задания Долговушин показал себя ненадежным и не честным человеком, предал своего начальника, а сам решил сбежать.
Лжецом, обманщиком, врущим. Нет противопоставления и усиливающих отрицание слов, следует написать слитно с не.

Пунктуационные ошибки:
когда увидел, что его подопечный струсил , не послушал начальство и убежал , старшина рискуя своей жизнью, вместо того, чтобы самому убежать или спрятаться начал прикрывать его и кричать, куда лучше следует ползти.
Деепричастный оборот выделяем с двух сторон. Придаточное тоже.
Вдобавок к этому ,вернувшись в свою часть он наоборот, не признался а выставил себя героем, пытавшемся спасти старшину.
Деепричастный оборот и вводное слово выделяем с двух сторон. Между однородными сказуемыми перед союзом а тоже нужна запятая.
Образы героев, противопоставленных  друг другу помогают понять , в чем же проявляется настоящий героизм на войне и чем он отличается от ложного.
Причастный оборот выделяем с двух сторон.
Этими примерами автор подводит читателя к выводу о том что настоящий героизм в первую очередь это храбрые и героические поступки, жертвенность и любовь к отечеству.
Вводную конструкцию выделяем с двух сторон.

Грамматические ошибки:
Примером такого героизма можно считать старшину Пономарева.
Старшина проявляет героизм, но не является примером его. Поведение старшины или его образ могут служить примером истинного героизма. Но он сам не пример.
когда увидел, что его подопечный струсил , не послушал начальство и убежал ,
Неверное управление. Не послушал (кого? чего?) начальства.
Образы героев, противопоставленных друг другу помогают понять , в чем же проявляется настоящий героизм на войне и чем он отличается от ложного.
В тексте противопоставляются образы. А герои изображаются по принципу контраста. И в этом случае определяемым словом будет образы, противопоставленные, а не героев, противопоставленных.
действительно, человека можно считать героем только за поистине смелые и самоотверженные поступки, которые не требуют признания, а совершались во благо родины.
Глаголы нужно употребить в одном времени в рамках одного предложения: не требуют, а совершаются или не требовали, а совершались.
Подобный пример  в литературе можно увидеть в героине повести Б.Васильева “ а зори здесь тихие” Рите Осяниной...
В героине есть много всего, но пример не в ней. А в чём-то, что автор усматривает, привносит: в поведении, выборе, принципах. То же, что и с героями текста.
Подводя итоги сказанному , хочется заметить, что настоящий героизм на войне не требует всеобщего внимание или похвал...
Не требует чего? внимания. Неверное управление.
Именно отличает истинный героизм от ложного.
Пропущено слово это.

Речевые:
Во время задания Долговушин показал себя ненадежным и не честным человеком, предал своего начальника, а сам решил сбежать.
Значение слова предал - изменил, выдал, вероломно отдал власть в чужие руки. Долговушин просто сбежал с поля боя. Проявил трусость. Уместнее было бы употребить слова бросил, оставил в опасности, не попытался защитить или спасти.
Подводя итоги сказанному , хочется заметить, что настоящий героизм на войне не требует всеобщего внимание или похвал, он является в поступках и побуждениях каждого и направлен не на получение признания окружающих...
Неудачное употребление слово. Лучше употребить проявляется.

На протяжении всего сочинения неоднократно употреблено словосочетание настоящий героизм:
В предложенном для анализа тексте автор рассуждает о проблеме настоящего героизма на войне.
Такой поступок характеризует старшину Пономарева как настоящего героя...

Образы героев, противопоставленных  друг другу помогают понять , в чем же проявляется настоящий героизм на войне и чем он отличается от ложного.

Этими примерами автор подводит читателя к выводу о том что настоящий героизм в первую очередь это храбрые и героические поступки, жертвенность и любовь к отечеству.
Эти неоправданные повторы тоже не красят вашу работу. Можно воспользоваться синонимами: истинный, подлинный, неподдельный.

Фактические ошибки в фоновом материале не позволили мне начислить вам 1 балл по К12.
Во время захвата немцами он проявил себя очень храбро и жертвенно.
В тексте не описан захват немцами, они где-то спрятались и неожиданно для героев начали стрелять.
Такой поступок раскрывает Долгушина как человека бесчестного м подлого ,а его рассказ, за который получил уважение ,отдых и признание его героем - проявлением  низости.
Искажена фамилия героя.
хотя шансы на победу были очень малы, она храбро приняла бой, в котором умерла.
В бою Рита Осянина была тяжело ранена, но не умерла, если я всё правильно помню.

Над точностью оформления мыслей ещё стоит поработать, чтобы не терять баллы. Старайтесь проверять свою работу придирчиво, как будто её написал кто-то другой, не вы. И хорошо, если это будет через некоторое время после написания, с перерывом, тогда ошибки проступают чётче, вы их замечаете лучше и быстрее.
Удачи при написании других работ!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 16

Возврат к списку