Запомни!
Проблема различного поведения людей на войне
-
Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара
(1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:
− В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.
(13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.
(15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.
(18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.
(20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.
(23)− Немцы! − обмер Долговушин.
(24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.
(25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.
(28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.
(29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.
(31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.
(38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.
(41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!
(46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.
(56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.
(63)− Вот те и вышло правей...
(64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.
(65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.
(70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»
(73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.
(По Г. Бакланову*)
[1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.
Автор рассказывает нам историю солдата Долговушина. Он оказывается совсем бесполезным в военном деле, сколько должностей тот бы не поменял, везде ему говорят, что бестолковый он. Так во время обучения Долговушина от старшины Пономарева, начался обстрел со стороны немцев. Солдат выжил благодаря своему старшине, который указал ему правильный путь. Долговушин не воспринял это, как благодарность, за спасение жизни, а просто насмехался, ведь живой остался он, а не тот, кто пытался его учить. Вернувшись на огневые позиции, Долговушин обманул солдат, что хотел спасти старшину и спасся благодаря самому себе. Здесь мы видим пример трусости и ужасного отношения к тому, кто отдал за тебя свою жизнь.
Пономарёв же, что учил Долговушина, во время обстрела не позаботился о своей жизни, делая всё, чтобы спасти солдата. Это показывает нам такой тип людей, который с благими намерениями помогают другим, но в конечном итоге оказывается, что отдают свою жизнь в пустую.
Автор показывает насколько разные люди могут быть на войне. Долговушин-трусливый и бестолковый. Пономарев же полная его противоположность, настоящий пример героизма, отваги и жертвенности.
Я согласна с позицией автора, ведь все люди разные, у всех своё восприятие ситуации и свои моральные нормы, которые в обострённых ситуациях проявляются особо ярко.
Можем сделать вывод, что война это та самая ситуация, которая покажет истинное лицо человека. И если этот человек совестливый и отважный, то сделает всё, чтобы спасти своих сослуживцев, а если нет, то может и предать.
В качестве плюсов вашего сочинения могу отметить наличие коммуникативного замысла и продуманность логики развития мысли, однако и недостатков в работе довольно много.
Начнём анализ сочинения с содержательной части.
Формулировка проблемы не особенно удачная, общая, расплывчатая.
В тексте Г. Я. Бакланова поднимается проблема различного поведения людей на войне. |
- Проблема истинного и ложного героизма на войне.
- Проблема поведения человека в экстремальной ситуации (в экстремальных условиях).
- Проблема приспособленчества.
Даже "проблема нравственного выбора", думаю, слишком общо для этого текста, хотя всё равно, наверное, было бы лучше, чем "различного поведения". Старайтесь выбирать более точные формулировки, меткие слова, чтобы уже с начала сочинения, с формулировки проблемы ваша мысль выглядела стройно, ёмко, весомо.
В комментарии есть два примера, хотя и по содержанию, и по объёму, они неравноценны. Первый максимально развёрнут, второй скомкан.
Пример 1:
Автор рассказывает нам историю солдата Долговушина. Он оказывается совсем бесполезным в военном деле, сколько должностей тот бы не поменял, везде ему говорят, что бестолковый он. Так во время обучения Долговушина от старшины Пономарева, начался обстрел со стороны немцев. Солдат выжил благодаря своему старшине, который указал ему правильный путь. Долговушин не воспринял это, как благодарность, за спасение жизни, а просто насмехался, ведь живой остался он, а не тот, кто пытался его учить. Вернувшись на огневые позиции, Долговушин обманул солдат, что хотел спасти старшину и спасся благодаря самому себе. |
Здесь мы видим пример трусости и ужасного отношения к тому, кто отдал за тебя свою жизнь. |
Пономарёв же, что учил Долговушина, во время обстрела не позаботился о своей жизни, делая всё, чтобы спасти солдата. |
Это показывает нам такой тип людей, который с благими намерениями помогают другим, но в конечном итоге оказывается, что отдают свою жизнь в пустую. |
Старайтесь, чтобы части были пропорциональными в рамках работы. Тем более, симпатии автора однозначно на стороне второго героя. А это значит, о нём стоило сказать больше, ярче, тоже подчеркнуть достоинства и героическое поведение старшины Пономарёва. Или, как вариант, можно было выбрать проблему приспособленчества и тогда уделить большее внимание Долговушину, лишь упомянув о том, что другие герои не выбирают для себя лёгких путей.
Связи между примерами и её анализа я не увидела. После примеров вы сразу перешли к позиции автора:
Автор показывает насколько разные люди могут быть на войне. Долговушин-трусливый и бестолковый. Пономарев же полная его противоположность, настоящий пример героизма, отваги и жертвенности. |
Таким образом, по содержанию сочинения вы получаете неплохой балл, но ходите по тонкому льду... Необходимо внимательнее вчитываться в текст, глубже вникать в его содержание, точнее формулировать свои мысли.
В части речевого оформления и грамотности тоже не всё гладко. Перечислю основные ошибки, которые необходимо устранить, чтобы не терять баллы на грамотности.
Орфография:
Он оказывается совсем бесполезным в военном деле, сколько должностей тот бы не поменял, везде ему говорят, что бестолковый он. |
Это показывает нам такой тип людей, который с благими намерениями помогают другим, но в конечном итоге оказывается, что отдают свою жизнь в пустую. |
Пунктуация:
Так во время обучения Долговушина от старшины Пономарева, начался обстрел со стороны немцев. |
Долговушин не воспринял это, как благодарность, за спасение жизни, а просто насмехался... |
Автор показывает насколько разные люди могут быть на войне. |
Можем сделать вывод, что война это та самая ситуация, которая покажет истинное лицо человека. |
Грамматика:
Когда наступает время для серьезных решений, на кону которых стоит чья-то жизнь, мы можем проявить свою натуру. |
Он оказывается совсем бесполезным в военном деле, сколько должностей тот бы не поменял, везде ему говорят, что бестолковый он. |
Это показывает нам такой тип людей, который с благими намерениями помогают другим, но в конечном итоге оказывается, что отдают свою жизнь в пустую. |
Речь:
Когда наступает время для серьезных решений, на кону которых стоит чья-то жизнь, мы можем проявить свою натуру. |
Вернувшись на огневые позиции, Долговушин обманул солдат, что хотел спасти старшину и спасся благодаря самому себе. |
Здесь мы видим пример трусости и ужасного отношения к тому, кто отдал за тебя свою жизнь. |
Я согласна с позицией автора... |
В заключение своих рекомендаций, могу резюмировать: точнее формулируйте мысли, более тщательно подбирайте слова в соответствии с их значением и грамматическими характеристиками, продумывайте логику построения комментария к проблеме и последовательность мыслей в работе в целом. Когда содержательная часть будет проработана вдумчиво, уделите время проверке грамотности. В этой части вы тоже потеряли значительное количество баллов.
Постарайтесь учесть рекомендации и лучше написать другие сочинения.
Удачи!