Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ответственности

  • Текст: В. Аксёнов. Коллеги. Отрывок

    (1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям.

    (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает. (3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов…

    (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним. (9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

    (13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

    (19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

    – (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

    (31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

    «(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

    – (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

    – (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…

    – (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

    (44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

    – (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы!..

    (48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

    – (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

    (55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

    «(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

    (65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.                                                                                                                        (В.Аксенов)

10.02.2021 18:07:08
Автор: Анастасия Нецветаева

Как нужно относиться к своей работе? Этот вопрос становится предметом размышлений В. Аксенова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор повествует о враче Александре Зеленине, который ответственно относится к своему делу: «…задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте». Молодой человек, увидев, что самое крупное лечебное учреждение представляет из себя «невероятный экспонат прошлого столетия», решает исправить его состояние. Этим примером писатель доказывает неравнодушие героя к своей работе. Полной противоположностью Зеленина является фельдшер Макар Иванович. «Врачуя без страха и сомнения», мужчина ставит необдуманные диагнозы, «упражняется» на знакомых старушках. Это свидетельствует о халатном отношении Макара Ивановича к своим обязанностям. Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Некоторые люди понимают, что несут ответственность за свою деятельность, а другие выполняют работу небрежно.

Авторская позиция довольна понятна: «Если работаешь – изволь работать добросовестно».

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что необходимо ответственно выполнять профессиональные обязанности.

Пример небрежного отношения к работе можно найти в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор». Судья Ляпкин-Тяпкин безответственно выполняет свой долг, берет взятки, в руководимых им учреждениях нет порядка. Писатель наглядно показывает халатность персонажа.

Прочитав текст, я поняла, насколько важно ощущать ответственность, подходя к выполнению своих обязанностей.

Количество слов - 191

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Анастасия.
Вы написали хорошее сочинение. Проблема, комментарий и позиция автора оформлены понятно и убедительно. В обосновании согласия с автором я усматриваю логическую ошибку, поэтому за наличие обоснования балл ставлю, но по К 5 за логику снимаю 1 балл.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что необходимо ответственно выполнять профессиональные обязанности.

Пример небрежного отношения к работе можно найти в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор».
Чтобы приводить в пример "небрежное отношение" из художественного произведения, нужно, чтобы и в доводе прозвучало это "небрежное отношение". А вы говорили о необходимости ответственного отношения. Если бы вы продолжили свой довод словами о том, что халатное, безразличное отношение к работе, в противоположность ответственному, или попытка извлечь выгоду из возможностей своей должности, напротив, недопустимы при "правильном" отношении к должностным обязанностям, то ваш пример был бы уместен. Выдерживайте логику рассуждения до конца своей работы, а не только на стадии понимания и интерпретации авторского текста.

Речевые и грамматические ошибки тоже не красят ваше сочинение и заставляют снимать драгоценные баллы.
Молодой человек, увидев, что самое крупное лечебное учреждение представляет из себя «невероятный экспонат прошлого столетия», решает исправить его состояние.
Во многих справочниках выражения представляет собой и представляет из себя дают как допустимые. Однако в пособии Розенталя представляет из себя не рекомендуется употреблять как разговорное. Я бы перестроила эту фразу. "Его состояние" мне не нравится, потому что это словосочетание не умещает в себе и устаревшее оборудование, и халатное отношение персонала, и нежелание учиться возрастных сотрудников. Думаю, в тексте речь о сложившемся положении вещей, а не о состоянии лечебного учреждения. Стоит развернуть этот пример, добавить подробностей из текста. Слово состояние в этом предложении мне кажется недостаточно удачным с точки зрения речи.
Этим примером писатель доказывает неравнодушие героя к своей работе.
Как можно "доказать неравнодушие"? Наверное, лучше сказать показывает вместо доказывает. Или убеждает читателя в неравнодушии героя.
Авторская позиция довольна понятна: «Если работаешь – изволь работать добросовестно».
Слово "довольно" в этом контексте мне кажется лишним. Тем более в искажённой форме с -а. Я бы сказала, что автор высказывает свою позицию устами героя, которому он явно симпатизирует: "Если работаешь - изволь работать добросовестно".
Прочитав текст, я поняла, насколько важно ощущать ответственность, подходя к выполнению своих обязанностей.
Вместо слова подходя я бы употребила при выполнении. А своих заменила бы или дополнила словами должностных или профессиональных.

В целом сочинение хорошее. Можно большее внимания уделить деталям в примерах. Поработать над точностью и правильностью выражения мыслей. Это позволит заработать больше баллов на экзамене.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку