Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
"Как расширение городов влияет на природу"
-
Текст: Текст Чернова В.Текст Чернова В.
(1)В деревне, где я рос, была необыкновенная трава. (2)Вроде клевера, но листочки махонькие и узкие. (3)И стебель весь мохнат ими. (4)И так густо росли стебли, и так высоко поднимались они, что мы, ребятня, играя в прятки, никуда, бывалоча, и не бежали, а так, отойдёшь от места шагов десять, нырь в траву, и лежи хоть до завтра, не найдут, пока не откликнешься. (5)А откликаться не хотелось, так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето. (6)Трава заливала улицу от одних завалинок до других, лишь кое-где пробивали её натоптанные вкрутую белые тропки. (7)Тропки и в дождь только чуть темнели, но ни упругости своей, ни чистоты не теряли. (8)Шли к колодцам. (9)3амшелые стояли колодцы, а вода в них была слаще молока.
(10)Деревня наша Михайловка пошла из выселков. (11)Женились, выходили из отцовских хозяйств молодые всё мужики да бабы, селились на свежей чистой земле, рубили избы, ставили себе новую деревню. (12)Лежала она в излучине светленькой речки Рпени, за речкой заливные луга, а в другом конце, на взгорке, построило общество школу, обсадило берёзками. (13)Высоченные, до земли завесив дремучими космами дебелую наготу, стояли они вокруг тесовой с выскобленным крыльцом школы, безмятежно взирая вокруг, и место это было над местностью главным.
(14)Да и вся деревня была в берёзках, и мы, малыши, в тёплые майские вечера ловили жуков, жужжащих в тёмной путанице берёзовых подзоров. (15)Ловили обтёрханными ватниками, в которых гуляли до ночи, подвернув рукава, а полы — до пяток. (16)Взмахнув ватником, сшибали толстых янтарных жуков. (17)В траве мы исхитрялись прочищать пятачки для городков, но чуть изменяли игре — не могли уже отыскать пятачков, зарастали наглухо. (18)Как всё ушло? (19)Куда? (20)Когда? (21)Тогда ли, когда выстроились возле граммофонный завод и похожие на заброшенные конюшни бараки?
(22)Кораблями выставил город два багровых четырёхэтажных дома. (23)3ахваченное ими место называлось Фубра.
(24)В школу, где было всего два класса, пришли худые, горластые ребятишки. (25)Они начали бить нас, деревенских увальней, сразу же. (26)Было их раз в десять больше, и нападали они ватагой. (27)И как ни здоровы были мы, выросшие на молоке и немереном хлебе, количество всегда одолевало качество. (28)Мы, десяток деревенских, привыкшие объединяться лишь для игр, научились сбиваться для драк.
(29)Распадались хозяйства, парни уходили в город. (30)В домах селились приезжие. (31)0днажды начали ломать несколько домов на нашем конце, и прямо поперёк улицы улеглась высоченная, выше домов насыпь, поверху проложили рельсы. (32)Насыпь опоясала деревню, отгородила её от речки, через деревню поехали самосвалы с глиной. (33)Глина завалила улицу от ворот до ворот, она мокла и к осени стала топью. (34)Колодцы снесли, потом построили новые, из досок. (35)Вода в них стала тухлой, в ней плавали консервные банки. (36)Сады позади домов прорезал забор, поднялись ня углях его вышки, в них засели вооружённые люди: за забором заключённые строили завод.
(37)Над деревней по насыпи засвистали паровозы. (38)3авод подымался, из-за забора глядел на деревню новорождёнными бессмысленными глазами, и в речку уже текли первые его отходы. (39)Купаться в ней стало нельзя, речка стала болотом. (40)Рыба куда-то ушла.
(41)И совсем исчезла трава. (42)Пропала под глиной, будто её и не было.
(43)Отсутствия её за другими бедами не заметили. (44)Ну пропала и пропала. (45)Иногда только вспоминали, хвастая перед захожими: а ведь и у нас тут трава была, вот здесь вот, везде, ей-богу, была трава, вот трава так трава, нигде такой не было травы. (46)Но захожие были всё люди торопливые, было им не до травы, да и в самом деле, мало ли трав на свете.
(47)Через несколько лет, как улежалась, стала глина прорастать кой-где осочкой. (48)Жёсткая, бурая росла осочка, откуда только взялась. (49)А уже пилили деревья.
(50)Всё было кончено.
(51)Когда я уехал, возвращаться не собирался, но совсем недавно попал на старое место, так уж вышло. (52)И увидел в самом центре гудящего, всё ещё ползущего вширь завода облачко зелени. (53)Там стояли дома, которые не тронули за ненадобностью. (54)Уцелело несколько берёз. (55)Они согнулись, были черны и голы. (56)Густое облако зелени шло от новеньких тополей. (57)Модные деревья, жирненькие коротышки, втыкали в небо опиленные культи и зеленели жадно, стараясь захватить побольше пространства.
(58)Как плесень, устилал всё вокруг бесплодный их пух.
(59)Стоял и дедовский дом. (60)Стоял полуразваленный, накренившийся. (61 )И резная труба на крыше проржавела насквозь. (62)И медный петух на ней свалился набок. (63)Ремонт тут был ни к чему. (64)А у забора я увидел несколько кустиков травы. (65)Трава редка была, низка. (66)И это была та самая трава.
(По В.Б. Чернову*)
★Владимир Борисович Чернов (1939-2013) — российский журналист, редактор.
Когда автор был маленьким, он часто с друзьями играл в прятки в густой высокой траве. "вся деревня была в берёзах", - вспоминает автор. А потом всё вдруг пропало. Жители деревни разъехались, " в домах селились приезжие". Потом и вовсе "начали сносить дома", привезли насыпь, "поверх положили рельсы". Через время на них засвистали паровозы.
И заводы строили в этой деревне. из него в речку текли отходы. "Речка стала болотом". с расширением деревни её теперь не узнать. очень погубили её заводы и новые постройки..
Второй аргумент дополняет первый, весь масштаб перестройки деревни.
В прочитанном тексте поднимается проблема, которая актуальная в настоящее время. На месте старых лесов строятся заводы, новые дороги, а вместе с природой губят и животных. Из-за плохой экологии некоторые животные начали погибать. Это привело к тому, что они теперь на грани исчезновения.
Таким образом, расширение городов негативно влияет на природу. К сожалению, проблема, которую Чернов поднял в тексте будет всегда актуальной.
Здравствуйте, Эльмира!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2026 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 0 баллов
Оба примера не пояснены. Вы пересказываете бегло, в простых предложениях сюжет текста, но никак не комментируете его. Пояснения — неотъемлемая часть сочинения, без него примеры не засчитываются.
Взаимосвязь между примерами указана, но не проанализирована.
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 0 баллов
Отношение к позиции автора не сформулировано и не обосновано. Не приведен пример-аргумент.
Я вообще не могу понять, где эта часть сочинения.
| В прочитанном тексте поднимается проблема, которая актуальная в настоящее время. На месте старых лесов строятся заводы, новые дороги, а вместе с природой губят и животных. Из-за плохой экологии некоторые животные начали погибать. Это привело к тому, что они теперь на грани исчезновения. |
Если этот абзац, то он не соответствует требованиям. Не выражено согласие / несогласие с позицией автора, нет своего тезиса и конкретного примера. Общие рассуждения не засчитываются.
K4 - Фактическая точность речи: + 0 баллов
Приведенные цитаты неточные.
| "вся деревня была в берёзах" — у автора: «Да и вся деревня была в берёзКах...» |
| Потом и вовсе "начали сносить дома", привезли насыпь, "поверх положили рельсы". — у автора: «Однажды начали ломать несколько домов на нашем конце...», «поверхУ пРоложили рельсы» |
K5 - Логичность речи: + 1 балл
Сочинение не выглядит цельным и продуманным. Как будто в случайном порядке накиданы фразы, минимально подходящие к теме.
| К сожалению, проблема, которую Чернов поднял в тексте будет всегда актуальной. |
В выводе повтор мысли, которая была высказана в предыдущем абзаце.
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
| "вся деревня была в берёзах", - вспоминает автор. |
Во-первых, предложения начинается с маленькой буквы, но это вы так напечатали. А вот тот факт, что цитата не с начала, а многоточия не стоит, засчитывается за ошибку.
| "Речка стала болотом". |
Не используйте цитаты без вводящих слов. Кроме того, тут тоже предложение процитировано не с начала, надо поставить многоточие.
| Таким образом, расширение городов негативно влияет на природу. К сожалению, проблема, которую Чернов поднял в тексте ЗПТ будет всегда актуальной. |
Закрывается придаточная часть.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
| И заводы строили в этой деревне. из него в речку текли отходы. |
Заводы во мн. ч., значит — из них.
| Второй аргумент дополняет первый, весь масштаб перестройки деревни. |
Вторая часть предложения не связана с первой. Это назывное предложение (без сказуемого) неуместно, фраза выглядит оборванной.
| В прочитанном тексте поднимается проблема, которая актуальная в настоящее время. |
Корректно: которая актуальнА
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
| Через время на них засвистали паровозы. |
Некорректный оборот. Можно употреблять такое сочетание только с определением: через некоторое / какое-то время.
| очень погубили её заводы и новые постройки. |
Некорректно употреблять это наречие с таким глаголом.
Эльмира, вы незнакомы с правилами написания сочинения ЕГЭ и не продумали свою работу. Изучите, пожалуйста, требования к комментарию, анализу связи, формулировке своей позиции, почитайте сочинения на максимум (хотя бы на нашем сайте). Вам надо серьезно поработать над форматом, ваша работа не удовлетворяет экзаменационным требованиям. Все цитаты должны в точности соответствовать тексту, если вы делаете какие-то купюры, надо использовать соответствующие знаки, изучите правила оформления цитат.
Удачи в подготовке!

