Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Гуманизм в произведениях А.П. Чехова.
-
Текст: (1)Антон Павлович Чехов уже в первых рас(1)Антон Павлович Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости её трагически мрачные шутки. (2)Стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор за смешными словами и положениями.
(З)Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы... порядочнее!» — тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. (4)Ненавидя всё пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрёка их внутренний смысл.
(5)Почтеннейшая публика, читая «Дочь Альбиона», смеётся и едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над человеком одиноким, всему и всем чужим. (6)И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадёжный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство. (7)Без сопротивления подчиняясь грубой силе, эти люди живут, как рабы, ни во что не верят, кроме необходимости каждый день хлeбать возможно более жирные щи, и ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто-нибудь сильный и наглый не побил их.
(8)Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.
(9)Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. (10)Вот тихо и тревожно, как серая мышь, шмыгает «Душечка» — милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. (11)Её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба. (12)Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трёх сестёр»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя-брата. (13)На её глазах ломается жизнь её сестёр, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в её груди.
(14)Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишнёвого сада» — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. (15)Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни. (16)Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников.
(17)Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек. (18)Посмотрел он на этих скучных жителей Родины. (19)И с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живёте, господа!
(По М. Горькому*)
* Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков; 1868-1936) — русский советский писатель, драматург, общественный деятель, публицист.
Размышляя над этой проблемой, автор уделяет особое внимание творческому методу писателя. Во втором абзаце М. Горький пишет, что А.П. Чехов “говорит о мерзостях жизни благородным языком поэта” и не заявляет открыто о ее пошлости и недостатках. Он в своих произведениях не дает категоричных оценок и предоставляет возможность читателю самому услышать мнение автора – “безнадежный вздох сострадания к людям”.
Далее М. Горький рассказывает, насколько подробно А.П. Чехов описывает действительность в своих произведениях. В предложении 8 автор говорит, что писатель очень ясно и глубоко описывает трагическую картину мещанской жизни. Затем М. Горький показывает это на примере героев из чеховских произведений: “Душечки”, Ольги из “Трех сестер”, Раневской и Трофима из “Вишневого сада” (предложения 10-16). Чехов “с жестокой ясностью” рисует мещанскую жизнь, чтобы передать мысль о том, что герои не уважают себя и не хотят менять свою жизнь в лучшую сторону.
Приведенные примеры позволяют понять, как проявляется гуманизм Чехова в его произведениях. В первой иллюстрации говорится о шутливой форме, под которой Чехов показывает трагизм жизни. Второй пример дополняет первый. Здесь писатель показан художником-реалистом, детально рисующим картины пошлой жизни.
Подводя итог всему сказанному, Горький показывает, как проявляется гуманизм Чехова (предложения 17-19). Чехов объективно описывает реальность, осторожно “тоном мягкого упрека” указывает на ее “трагические” стороны.
Основываясь на читательском опыте, я полностью согласен с мнением М. Горького. Я считаю, что Чехов нам являет пример настоящего сострадания и человечности. Литературным примером, близким к чеховскому гуманизму является комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”. На фоне беспорядка и произвола властьимущих в уездном городе N именно комичное выходит на первый план. Благодаря способности Гоголя прикрыть трагичное смешным произведения имеют такую ценность.
Таким образом, гуманизм Чехова проявляется в способности ясно описать “трагические детали жизни” и тонко указать на ее недостатки.
Здравствуйте, Иван!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2026 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно.
K2 - Комментарий к позиции автора: + 2 балла
Работа у вас глубокая, чувствуется знание литературы, но некоторые формальности сочинения ЕГЭ советую соблюдать. Например, рекомендую выстраивать композицию работы так, чтобы пояснения были четко видны и не сочетались с цитатами из текста. Согласно критериям пояснение требуется аналитическое, не повторяющее авторских суждений и не содержащее цитат.
В первом абзаце я могу засчитать за пояснение последнюю фразу, но меня несколько смущает наличие цитаты:
| Он в своих произведениях не дает категоричных оценок и предоставляет возможность читателю самому услышать мнение автора – “безнадежный вздох сострадания к людям”. |
Однако начало предложения действительно содержит ваши рассуждения (в исходном тексте этого нет), пример соотносится с темой. Засчитываю пояснение, но не советую впредь включать в него цитаты.
То же самое прослеживается во втором примере: в пояснение вставлены авторские слова.
| Чехов “с жестокой ясностью” рисует мещанскую жизнь, чтобы передать мысль о том, что герои не уважают себя и не хотят менять свою жизнь в лучшую сторону. |
Но тут я хочу обратить внимание на другое. Как второй пример доказывает не просто талант, а гуманизм Чехова? Об этом свидетельствует «жестокая ясность»?.. Возможно, стоило пояснить вашу мысль.
| Приведенные примеры позволяют понять, как проявляется гуманизм Чехова в его произведениях. В первой иллюстрации говорится о шутливой форме, под которой Чехов показывает трагизм жизни. Второй пример дополняет первый. Здесь писатель показан художником-реалистом, детально рисующим картины пошлой жизни. |
Анализ связи не засчитан, так как связь «дополнение» не доказана. Как шутливую форму (1 пример) может дополнить тот факт, что писатель детально рисует картины пошлой жизни (2 пример)? Возможно, более логична связь «детализация», так как в первом примере говорится о стиле Чехова, об общих особенностях его творческой манеры, а во втором — приводятся конкретные примеры из произведений. А может, имелись в виду форма и содержание — но в любом случае анализ связи неубедительный.
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
| Тезис: Я считаю, что Чехов нам являет пример настоящего сострадания и человечности. Литературным примером, близким к чеховскому гуманизму является комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”. |
Ваш пример-аргумент должен доказывать ваш же тезис. Если вы согласны, что Чехов — гуманист, то именно это вы и доказываете в примере. Гоголь не может быть аргументом к тезису про Чехова. Если вам нужен Гоголь, вы можете попытаться расширить тезис, добавив, что не только Чехов проявлял гуманизм... Тем не менее засчитываю свою позицию, но снимаю балл за логику.
K4 - Фактическая точность речи: + 0 баллов
| Трофима из “Вишневого сада” |
K5 - Логичность речи: + 1 балл
См. К3
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
| Чехов объективно описывает реальность, осторожно ЗПТ “тоном мягкого упрека” указывает на ее “трагические” стороны. |
Тут возможны два варианта: одна запятая между однородными членами, либо две запятые, тогда “тоном мягкого упрека” будет уточняющим обстоятельством. Но вообще без запятых это предложение невозможно.
| Литературным примером, близким к чеховскому гуманизму ЗПТ является комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”. |
Закрывается определительный оборот.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
| В первой иллюстрации говорится о шутливой форме, под которой Чехов показывает трагизм жизни. |
Я бы не советовала пример-иллюстрацию называть просто иллюстрацией, это некорректно. Все же главное слово тут пример, он иллюстрирует позицию автора. Недочет.
под шутливой формой показывать что-то некорректно, обычно говорят: в шутливой форме, но с придаточным предложением (в которой...) это будет тоже плохо, лучше не употреблять его.
Итак, Иван, вы хорошо владеете речью и пишете грамотно, способны глубоко анализировать сложные тексты. Советую более четко выстраивать рассуждение, чтобы каждый элемент соотносился с темой, связь доказывать более убедительно.
Удачи!

