Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Опасность скупости

  • Текст: (1)А ведь было время, когда он только бы
    (1)А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (2)Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (3)Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни.
    (4)Везде во всё входил зоркий взгляд хозяина. (5)Слишком сильные чувства не отражались в чертах его лица, но в глазах был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь, и гостю было приятно его слушать. (6)Приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка.
    (7)В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза. (8)На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (9)Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты.
    (10)Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (11)Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее.
    (12)На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром и обвенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров.(13)Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (14)В доме стало ещё пустее. (15)Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость; сверкнувшая в жёстких волосах его седина, верная подруга её, помогла ей ещё более развиться. (16)Учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны. (17)Сын определился в полк и написал отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (18)Наконец, последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств.
    (19)Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее. (20)Человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине. (21)С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и пёрышкам, которые он собирал в своей комнате. (22)Неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек. (23)Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались, в пыль. (24)Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало пёрышко или сургучик. (25)А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принести мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха. (26)Всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. (27) Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить. (28)Плюшкин, однако же, её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег никаких не дал. (29)В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и привезла ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но и даже стыдно. (30)Плюшкин приласкал обоих внуков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого на левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал; с тем и уехала Александра Степановна.
    (По Н. В. Гоголю*)
    * Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — русский прозаик, драматург, критик, публицист.
08.02.2025 13:10:06
Автор: Ирина Катаева

Чем опасна скупость? В предложенном для анализа тексте Н. В. Гоголь дает ответ на этот вопрос. Скупость приводит к тому, что человек теряет связь с родными и близкими, становится одиноким, жизнь его постепенно разрушается, а личность деградирует.
Рассмотрим на примерах из текста, как автор раскрывает свою позицию по поставленной проблеме. Вначале он повествует о жизни помещика Плюшкина, когда тот был только «бережливым хозяином»: «всё текло и живо совершалось размеренным ходом», «приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством», его окружали чудесные дети, заезжал в гости сосед. Так Гоголь показывает, насколько приятной была жизнь Плюшкина, пока скупость не овладела им.
Далее писатель повествует о том, как всё изменилось со смертью жены: чувства героя «мелели ежеминутно», дом приходил в запустение. «Всё становилось гниль и прореха», и Плюшкин «обратился наконец в какую-то прореху на человечестве», – подытоживает Гоголь. Таким образом, скупость ведет к одиночеству, к деградации человека.
Приведенные примеры-иллюстрации противопоставлены друг другу. Радушный хозяин, семьянин превращается в одинокого старика, неспособного вести хозяйство. Разительные перемены в герое показаны Гоголем для того, чтобы убедить читателя в следующем: скупость уничтожает человека как личность, делает его жизнь бессмысленной и пустой.
Я разделяю позицию писателя. Действительно, скупость превращает жизнь человека в одинокое прозябание. В журнале «Psychologies» несколько лет назад я прочитала статью о пожилых людях, одержимых жадностью. Они экономят на одежде, ходят в лохмотьях, хранят ненужные вещи: пластиковые пакеты, чеки, упаковку, этикетки, просроченные продукты. В результате в их жилище скапливается столько хлама, что между кучами мусора остаётся только узкий проход. Такое поведение называется патологическим накопительством. Безусловно, это состояние, которое требует помощи специалиста. Но мне кажется, болезнь начинается с малого: с неоправданной экономии, с неспособности расстаться с вещами, с желанием  копить всё подряд. Такие люди становятся рабами скупости.
Текст Н.В. Гоголя убедил меня в том, что скупость разрушает и человека, и его жизнь.
Количество слов - 292

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана и проанализирована.

Таким образом, скупость ведет к одиночеству, к деградации человека.

Я бы предложила в пояснении к примеру не повторять вывода, который вы сделали в тезисе. Это сложно сделать в текстах, где обнаруживается противопоставление. Еще раз ответ на проблемный вопрос дан в финале анализа связи. Возможно, в пояснении стоило раскрыть яркую метафору из цитаты, тогда удалось бы уйти от обобщения, оставив его для позиции автора. А в анализе связи написать что-то вроде: чтобы убедить читателя, насколько пагубна скупость.

человек теряет связь с родными и близкими
Эта мысль из тезиса не доказана примерами. Мы узнаем, что жена героя умерла, но связь он потерял не с ней...

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла

Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.

Действительно, скупость превращает жизнь человека в одинокое прозябание.
Хочу заметить, что про одиночество пожилых людей в примере ничего не сказано...

K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл

K5 - Логичность речи: + 2 балла

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 3 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 3 балла

Ирина, ваше сочинение прекрасно! Оно нешаблонно, читается легко и достаточно лаконично для человека, безупречно владеющего и материалом, и речью, что я считаю особым достоинством. Оно, безусловно, заслуживает максимального балла, я лишь высказала некоторые предположения, которые, на мой взгляд, позволят избежать дублирования мыслей (ученики плохо справляются с комментированием, если второй пример ведет прямиком к позиции автора, и им надо предложить способы, которые не связаны с речевыми навыками...).

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 1
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 3
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 2
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 3
K10 - Соблюдение речевых норм: 3
Итоговый балл - 22

Возврат к списку