Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема чести

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

06.05.2020 17:51:17
Автор: Даниил Еременко

В предложенном для анализа тексте автор рассуждает о сохранении чести на войне.

Повествуя об остатках одной из воевавших за Доном частей, В. Тендряков пишет об ужасном поступке действующего лица, укравшего полбуханки хлеба у своих товарищей, ничего не евших уже пять дней. Вот как сам главный герой описывает мысль о воровстве: "В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка... трусливая, гаденькая и унылая". Сразу после того, как буханка была спрятана под крыльцом, вор начал сильно переживать о своем поступке, сожалеть о нем. Одним поступком главный герой потерял как собственное душевное спокойствие, так и доверие товарищей.

Продолжая повествовать о гнусном поступке, автор акцентирует наше внимание на реакции других солдат. Так об этом пишет В. Тендряков: "Один из парней вскинул руку. И я невольно дернулся... -Не бойся! - с презрением проговорил он. Бить тебя... Руки пачкать". После этих слов вор осознал, что окружающие его люди поразительно красивы, а среди них - он уродлив. Честь - самая главная ценность, которая только может быть у человека, потому утратив ее, суждено чувствовать себя изгоем среди остальных.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять важность сохранения чести на войне.

"Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой", - такова позиция автора в данном тексте.

Я полностью согласен с этим утверждением. Действительно, совершив такой поступок, что его невозможно оправдать даже себе, у человека останется черное пятно в душе на всю жизнь. Подтверждая эту мысль, нельзя не вспомнить знаменитую пословицу: "Береги честь смолоду, а платье снову". Пословицы  - это квинтэссенции народной мудрости, так что нельзя недооценить важность сохранения своей чести.

Таким образом, только сохраняя свою честь можно оставаться чистым душой.
Количество слов - 264

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Даниил!
По содержанию сочинение выстроено неплохо. Хотя меня смущает повторение слов в одной и той же формулировке на протяжении всего сочинения.
В предложенном для анализа тексте автор рассуждает о сохранении чести на войне.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять важность сохранения чести на войне.
Пословицы  - это квинтэссенции народной мудрости, так что нельзя недооценить важность сохранения своей чести.
Таким образом, только сохраняя свою честь можно оставаться чистым душой.
За это сняла балл за логику. В связке между примерами вы могли бы сказать, что примеры противопоставлены друг другу, потому что один человек на войне не выдерживает испытаний голодом и крадёт у товарищей, таких же голодных, как он. А во втором говорится о красоте людей, переживших испытания и выстоявших в них, сохранивших своё человеческое достоинство.
В заключительном же предложении можно было сделать какой-то выход на сегодняшний день или собственное отношение и сказать, например, что испытания встречаются в жизни постоянно и важно не пасть духом, найти в себе душевные силы преодолеть препятствия, не запятнав своей души  мелочностью и слабостью.
Грамматические ошибки:
Одним поступком главный герой потерял как собственное душевное спокойствие, так и доверие товарищей.
Герой потерял из-за совершённого поступка. Или одним поступком перечеркнул возможность...
Действительно, совершив такой поступок, что его невозможно оправдать даже себе, у человека останется черное пятно в душе на всю жизнь.
Неправильное употребление деепричастного оборота. Местоимение тоже нужно было употребить в другой форме: оправдать (перед кем?) перед собой.

Ошибка в слове квинтэссенция:
Пословицы  - это квинтэссенции народной мудрости, так что нельзя недооценить важность сохранения своей чести.
Сказуемое должно быть употреблено в единственном числе.
Честь - самая главная ценность, которая только может быть у человека, потому утратив ее, суждено чувствовать себя изгоем среди остальных.
Неверное употребление деепричастного оборота + пунктуационная ошибка: нужна запятая и в начале деепричастного оборота тоже.
Таким образом, только сохраняя свою честь можно оставаться чистым душой.
Снова деепричастный оборот в безличном предложении и нет запятой в конце оборота.
Даниил, будьте внимательнее и к содержательной стороне вашей работы, и к грамматическому оформлению её.
Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку