Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема честности

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

05.05.2020 12:43:18
Автор: Мяделец Михаил

Готов ли человек пойти на обман, стремясь произвести впечатление? Именно над этим вопросом размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа тексте.
    Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о необычном случае, произошедшем с учителем Львом Пустяковым. Желая показаться высоким в обществе и понравиться купцу Спичкину, он решает нацепить на себя чужой орден. Однако уверенный в себе герой сразу же сконфузился при виде товарища по службе. «Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...», - думал он. Дальнейшие действия героя выглядели максимально нелепо: «он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул». Так автор показывает, каким жалким является Пустяков, насколько сильно он боится выдать свое истинное лицо.
    Далее А.П.Чехов обращает внимание читателей на сослуживца Трамбляна. Случайная просьба хозяина заставляет и его показать свой ложный орден. «И то был не Станислав, а целая Анна!», - радостно замечает Пустяков. Оба героя, понимания друг друга, тут же ощутили легкость и уверенность: «некому, стало быть, доносить и бесславить…». После обеда главный герой «вольготно» расхаживал по комнатам, показывая барышням орден. Так писатель подчеркивает, что человек, уверенный в том, что его обман не раскроется, готов и дальше продолжать обманывать всех вокруг, восхищаясь собой и получая удовольствие.  
    Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что человек способен на все, чтобы понравится и заслужить уважение, даже если это уважение будет получено ложными путями.      
    Позиция автора заключается в том, что человек, боясь опозориться, обесславиться, готов поступить нечестно.
    Нельзя не согласиться с автором. Я считаю, люди сильно зависят от мнения окружающих и готовы на многое, чтобы показаться лучше самих себя. Я думаю, это неправильно. Хочу привести в пример фильм «Область тьмы». Главный герой Эдди Морра был писателем, но никак не мог закончить свою книгу. Он испытывал серьезные проблемы в карьере, и его могли снять с контракта. Тогда Эдди, понимая всю безысходность ситуации, принимает предложение случайного прохожего купить чудодейственные таблетки, повышающие эффективность мозга. И с этого момента его карьера пошла в гору, он стал более уверенным в себе и готов был хоть каждый день писать по книге. Этот пример ярко демонстрирует, как человек, желая не потерять свое положение в обществе, совершает нечестные поступки.  
    Подводя итог, хочу сказать, что любой обман – это большой риск. И лучше показать свой истинный облик, нежели пытаться произвести впечатление ложными путями.
Количество слов - 386

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Михаил!
Ваше сочинение в целом логично выстроено и соответствует структуре ЕГЭ-сочинения. Вам удалось верно определить проблему и грамотно оформить примеры с пояснениями и связь между ними. Это неоспоримые плюсы и сильные места вашей работы.
За позицию автора я не начислила вам балл, потому что не согласна с вашей формулировкой.
Проблема в начале сочинения заявлена так:
Готов ли человек пойти на обман, стремясь произвести впечатление?
Позиция автора должна отражать ответ на этот вопрос. Да, готов, и оба героя Чехова это делают. У вас же в сочинении указано:
...человек, боясь опозориться, обесславиться, готов поступить нечестно.
Логика рассуждения нарушается, ведь, согласитесь, это утверждение не является ответом на поставленный вопрос. Здесь следовало бы сказать, что люди готовы обманом придавать себе важности, значимости, и только страх опозориться может их заставить раскаиваться. Но и это продолжается недолго, пока есть опасность быть уличённым, разоблачённым. Когда же опасаться нечего, когда становится ясно, что "оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить...", можно продолжать радоваться и хвалиться дальше, сожалея лишь о том, что "Владимира" не додумался "нацепить"...

Не особенно удачным считаю клише, использованное вами для перехода к примерам:
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о необычном случае, произошедшем с учителем Львом Пустяковым.
Намеренно Чехов в этом тексте ни к чему (как, например, Лихачёв в своих публицистических текстах) наше внимание не привлекает. Он просто рассказывает историю, из которой умный и вдумчивый читатель сделает соответствующие выводы. А недалёкий просто посмеется над комичностью ситуации и не поймёт, в чём тут соль. В художественном тексте проблема и позиция автора спрятана глубоко, под несколькими слоями повествования, поэтому не так легко её рассмотреть, не так просто интерпретировать примеры. На мой взгляд, более удачным в данном случае было бы сразу перейти к примеру:
Рассказывая о необычном случае... Чехов показывает, подчёркивает, детально описывает...

Речевые ошибки:
Желая показаться высоким в обществе и понравиться купцу Спичкину, он решает нацепить на себя чужой орден.
Неудачное словоупотребление. Лучше сказать более значительным, чем он есть или употребить какие-то синонимичные выражения.
Так автор показывает, каким жалким является Пустяков, насколько сильно он боится выдать свое истинное лицо.
Показать лицо (показать истинное лицо) - это устойчивое выражение. У слова выдать другое значение. Можно выдать (себя) с головой, то есть полностью, совсем. Похоже, вы смешали два фразеологизма. Это тоже речевая ошибка.
Случайная просьба хозяина заставляет и его показать свой ложный орден.
Неточное, неверное употребление слова. Ложное впечатление, поскольку награда не заработана честно. А орден настоящий, реальный, только он герою не принадлежит. Обманчиво поведение героя, а не орден.

В предложении
«И то был не Станислав, а целая Анна!», - радостно замечает Пустяков.
лишняя запятая. Если в конце прямой речи имеется знак (!, ?, …), то запятая под кавычками не ставится. Только если предложение должно было заканчиваться точкой, запятая ставится. Пунктуационная ошибка (-1 балл по К8).

Грамматическая ошибка допущена в предложении
Далее А.П.Чехов обращает внимание читателей на сослуживца Трамбляна.
Нужно было сказать, что Трамблян - сослуживец Пустякова. Далее Чехов обращает внимание на Трамбляна, сослуживца Пустякова.

Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что человек способен на все, чтобы понравится и заслужить уважение, даже если это уважение будет получено ложными путями.      
Логическая ошибка (-1 балл по К5). Неоправданное обобщение. Не любой человек, не каждый. Некоторые люди могут и готовы совершать такие поступки.

Замечаний много, но, я уверена, вы сможете устранить эти недочёты и получить на экзамене высокий балл, Михаил.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку