Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Верность своему долгу

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
01.05.2020 23:03:59
Автор: Мяделец Михаил

Должен ли человек быть верным своим принципам в критической ситуации? Именно этот вопрос стоит в центре внимания А.Алексина.
    Подводя читателя к проблеме, автор рассказывает о внезапной бомбардировке города. Мать и ее сын, не дойдя до кинотеатра, побежали в бомбоубежище, возле которого стоял «гренадёрского вида дворник». Этот человек пускал в укрытие только женщин с детьми и спокойно отказал матери в просьбе впустить сына (предложения 31,46,51). Этим А.Алексин показывает, что герой твердо исполнял обязанности даже в такой сложной ситуации. Но что случилось дальше? Укрылся ли он сам в этом бомбоубежище? Через несколько часов объявили отбой. Вышедшая на улицу мать с ребенком была поражена увиденным: дворник «лежал на носилках возле двери», «он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище, и сам не спустился, не спрятался». А.Алексин, описывая поступок героя, хочет донести до читателя мысль о том, что человек, исполняя долг, готов пожертвовать собой ради других, не задумываясь о собственной жизни. Эти примеры ярко показывают, как ответственно человек должен относиться к своей задаче.
    Позиция автора заключается в том, что в любой ситуации человек не должен поступаться своими принципами. Главное, быть честным перед собой и твердо выполнять то, что поручено.
    Я согласен с мнением автора. Я считаю, что уверенность человека в том, что он делает, не должна зависеть от обстоятельств. Хотелось бы привести пример из рассказа Л.А.Кассиля «Линия связи». Главный герой под обстрелом полз по замерзшему снегу. Он поставил себе задачу соединить концы оборванного провода, чтобы восстановить связь с командным пунктом. Вскоре немцы заметили его, но человек и не думал сдаваться: он нашел концы провода, с трудом соединил и закусил их. Герой замерз и уже не чувствовал боли. Он схватил замерзшими руками винтовку, из последних сил встал и отчаянно выпустил в немцев всю обойму. Так он и умер. «Навсегда онемел его рот, но, пробиваясь слабым током сквозь стиснутые зубы, из конца в конец поля сражения неслись слова, от которых зависели жизни сотен людей и результат боя».
    Хочется верить, что, прочитав текст А.Алексина, читатель задумается о том, каким должен быть человек, верный своему долгу.


P.S. Рассказ Льва Кассиля я читал на конкурсе чтецов, поэтому цитата была взята из памяти.
Количество слов - 354

Рецензент: Галина Котина
Доброго времени суток, Михаил!
Вы успешно справились с сочинением, знаете требования к нему предъявляемые, но мне хотелось бы дать несколько советов.
- В данном тексте на первый план выходит проблема материнской любви, а не та, которую Вы указали и успешно прокомментировали, приведя я примеры из текста. Будьте внимательны, многое зависит от лояльности проверяющего
- Ком­мен­ти­руя про­бле­му, ста­рай­тесь из­бе­гать  пе­ре­ска­за.

Речевые ошибки:
как ответственно человек должен относиться к своей задаче
Правильно: относиться не к задаче, а к своим обязанностям.
Михаил, по­жа­луй­ста, об­ра­ти­тесь к на­шим за­ме­ча­ни­ям и про­ана­ли­зи­руй­те их. Будь­те здо­ро­вы, успе­хов на экзамене!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку