Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема "святой" лжи

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
21.04.2020 14:49:31
Автор: Татьяна Малеева

Для чего люди врут? Может ли ложь быть оправдана? И почему порой ее называют "святой"? Над этими вопросами размышляет А.И.Куприн, поднимая нравственную проблему допустимости лжи во спасение.
Автор показывает читателям бедного человека, который выглядит достаточно болезненно и живет в подвале. "Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид." Он идет на встречу к матери и всеми силами старается показать, что у него все хорошо. Да, герой обманывает, но эта ложь во благо. Я считаю, что Иван поступил не так уж плохо, ведь у каждого были такие ситуации, в которых приходилось врать близким чтобы они не волновались.
Но на этой ложь во благо Семенютина не закончилась. "Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время визитов к матери держится развязного, независимого тона...", тем самым показывая. что он все также работает в канцелярии и общается с коллегами. Иван врет про работу, про успехи, прибавки и награды. Но опять же он делает это с целью заботы о своей матери, ведь не хочет, чтобы она переживала. Если подумать, то придем к выводу о том, что каждый хотя бы раз в жизни врал для того, чтобы близкие не волновались. И именно такую ложь мы называем "святой".
Оба этих примера наглядно показывают нам, что ложь во благо существует. И порой без нее не обойтись.
Позиция автора по данной проблеме такова: ложь может быть оправдана, только если человек врет во благо близких.
Я согласна с мнением А.И.Куприна в том, что порой обман - единственное правильное решение. Множество подтверждений этому можно найти в произведениях литературы. Например, в романе Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание" мать Раскольникова, Пульхерия Александровна писала в своем письме к Родиону о том, что соврала ему. Его сестре пришлось пережить много страданий, а он об этом даже не знал. Пульхерия Александровна целенаправленно не говорила об этой ситуации, чтобы Родион не переживал. Это и есть ложь во благо.
Таким образом, мы видим, что есть такие ситуации, в которых лучше сказать неправду, чем заставлять близких волноваться. Именно такую ложь мы называем "святой".
Количество слов - 338

Рецензент: Галина Котина
Доброго времени суток, Татьяна!
В начале своего сочинения Вы задаете два риторических вопроса, с помощью которых формулируете проблему текста.
Для чего люди врут?
затем звучит вопрос
Может ли ложь быть оправдана?
Ответ на первый вопрос в сочинении Вы не даете, тогда и задавать его не нужно, учтите это на будущее.

К сожалению, Вы верно привели всего один пример-иллюстрацию.  Оба примера, приведенные Вами, говорят лишь о том, что Иван обманывает свою маму, лжет во благо, поэтому второй пример не засчитан. Авторская позиция определена правильно, Вы выразили свое отношение к ней и обосновали его.
Орфографических ошибок нет.

Пунктуационные ошибки:
у каждого были такие ситуации, в которых приходилось врать близким чтобы они не волновались.
Необходима запятая перед союзом ЧТОБЫ. Это сложноподчиненное предложение.
Грамматическая ошибка:
Но на этой ложь во благо Семенютина не закончилась.
но на этоМ (возможно, Вы здесь допустили опечатку)

Речевые ошибки:
всеми силами старается показать, что у него все хорошо.
Лучше сказать так: всячески пытается показать, что....
Фактическая ошибка:
Семенютина
Фамилия главного героя - Семенюта

Татьяна, будьте внимательны при прочтении исходного текста, 2 примера-иллюстрации должны демонстрировать проблему с разных сторон. Не повторяйтесь в своих рассуждениях, обязательно повторите правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Еще один совет: старайтесь не употреблять слова разговорного стиля, например, врут, ведь есть нейтральные слова: лгут, обманывают...
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 19

Возврат к списку