Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема оправдания святой лжи

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
14.04.2020 07:59:54
Автор: Фаина Долгова

   Ложь- это искаженная правда. Мне кажется, что каждый человек лгал хотя бы раз в жизни. Но может ли ложь- быть оправдана? Этим вопросом задавались многие. В том числе и А. И. Куприн обращается к данной проблеме в своем тексте.
   Автор повествует историю из жизни Ивана Семенюты. Иван жил "Болезненной и страшной жизнью". Но, когда он приходил к проведать свою мать, он не показывал этого. Семенюта старался выглядеть опрятнее и, проведать маму он старался ходить вечером, чтоб небыло видно недостатков его костюма. Герой не хотел расстреливать свою маму.
    Вторым примером является эпизод, в котором автор рассказывает о том , что мама Ивана заметила ложь. Она знала, что её сын лжёт, но молчала. Она не хотела его расстраивать. " Только её старческие глаза становились всё печальнее и пытливее".
   Оба примера показывают, что ложь имеет место быть, если эта ложь во благо.
    Позиция автора заключается в том, что ложь может быть оправдана, только если эта ложь во благо. Скрыть правду можно, только если это не кому не навредит.
   Я согласна с позицией автора, и также считаю, что ложь во благо имеет место быть. Пример "святой" лжи можно увидеть в произведении А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Автор повествует о Гринёве , который солгал. Ложь героя была во благо , он спасал свою возлюбленную. Гринёв сказал Пугачёву , что Маша сирота, ведь если бы Пугачёв узнал правду, то над девушкой могли надругаться.
   "Святая" ложь- это ложь, которую используют для того чтобы не сделать больно другим
Количество слов - 241

Рецензент: Галина Котина
Доброго времени суток, Фаина!
Проблему текста Вы определили верно, привели 2 примера-иллюстрации, но подробно пояснили только один пример. Смысловая связь между примерами не выявлена, есть лишь намек на нее. Авторская позиция Вами определена правильно, Вы ее обосновали, но в работе очень много разного рода ошибок.

Орфографические ошибки:
Иван жил "Болезненной и страшной жизнью"
Цитата начинается с маленькой буквы
небыло
Не с глаголами пишется отдельно
расстреливать
Вероятно, Вы хотели написать расстраивать маму
не кому
Пишется НИКОМУ - 2 орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки:
Но может ли ложь- быть оправдана?
Тире здесь не ставится.
Этим вопросом задавались многие. В том числе и А. И. Куприн обращается к данной проблеме в своем тексте.
Уместно поставить запятую после слова многие. Необоснованная парцелляция, эти предложения нужно
объединить.

старался выглядеть опрятнее и, проведать маму он старался ходить вечером
Запятая ставится перед союзом И, а не после
Она не хотела его расстраивать. " Только её старческие глаза становились всё печальнее и пытливее".
Перед цитатой лучше поставить двоеточие. а не точку
используют для того чтобы не сделать больно другим
Перед ЧТОБЫ необходимо поставить запятую
Но, когда он приходил к проведать свою мать
Запятая после союза НО не нужна
Я согласна с позицией автора, и также считаю
Перед союзом И запятая в данном случае не ставится, т.к. это однородные члены предложения.


"Святая" ложь- это ложь, которую используют для того чтобы не сделать больно другим

В конце предложения не забывайте ставить знаки препинания.
Грамматические ошибки:
проведать
Правильно ПРОВЕДЫВАТЬ

Речевые ошибки:
Этим вопросом задавались многие.
Кто многие? Писатели, художники, просто люди? Будьте точнее в выражении своих мыслей.

ложь имеет место быть, если эта ложь во благо.
    Позиция автора заключается в том, что ложь может быть оправдана, только если эта ложь во благо.
Речевой повтор фраза "ложь во благо" повторяется несколько раз на протяжении всего текста.
  Автор повествует историю из жизни Ивана Семенюты.
Правильно: Автор рассказывает историю из жизни Ивана Семенюты.
Фаина, в оставшееся перед экзаменом время повторите правила правописания НЕ с глаголами, правописание местоимений, способы цитирования предложений, постановку знаков препинания в сложном предложении, пишите сочинения, проверяйте их, следите за речью, исправляйте свои ошибки, и у Вас все получится!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку