ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного урока

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

05.04.2020 00:31:43
Автор: Дарья Артемова

Почти каждый человек хочет совершать только достойные  поступки. Но не всегда это получается. К сожалению, в такие моменты не все люди могут осознать своей ошибки и исправить ее. Должен ли учиться человек на совершенных дурных поступках? Над ответом на этот вопрос размышляет русский советский писатель Владимир Федорович Тендряков.
   Автор выбирает особую форму повествования – от первого лица, таким образом, делая происходящее реальным. Описывая непростую историю солдат во время войны, писатель обращает внимание на проступки и поведение рассказчика. В середине текста мы читаем о безнравственных поступках, совершенных мужчиной в довоенное время. Он врал учителям, воровал, дрался. На мой взгляд, самое страшное то, что человек постоянно находил себе оправдания. Он не думал о том, что поступил плохо, о том, как это исправить, он просто считал свои поступки должными. Разве не эта самая главная проблема человека? Ведь все совершают не всегда хорошие поступки. Не бывает идеальных людей. Но если вовремя не осознать ошибочность своих действий  и не начать работу над собой, человек просто погрязнет в дурных поступках, потеряет простые человеческие качества: доброту, честность, искренность.  
   Сначала читатель может подумать, что рассказчик уже не исправится, но в конце текста мы убеждаемся в обратном. После гнусного поступка - воровства хлеба у товарищей, мужчина не смог себя оправдать, и для него это было страшно. Увидев измученных голодом, но все равно красивых людей, рассказчик понял, что среди них он единственный уродлив, ведь он поддался своей прихоти, хотя все находились в одинаковой ситуации. Но самое главное, что человек понял свою ошибку, и не только больше так не поступал, но и пытался завоевать себе самоуважение. Мы видим, что никогда не поздно исправить даже самое дурное деяние. Главное понять и искренне пытаться исправиться.
   Противопоставляя эти примеры, автор показывает, что если не делать выводов из своих ошибок, не осознавать их и не пытаться исправить, человек просто перестанет быть человеком.
   Позиция автора очевидна: человек может и должен выносить нравственный урок, совершив проступок, только так он исправится и обретет внутреннюю силу, самоуважение и в дальнейшем сможет сделать правильный нравственный выбор.
    С позицией автора сложно не согласиться. Мне кажется, что даже если человек находит оправдания своим гадким поступкам и не хочет осознавать свою неправоту, рано или поздно чувство совести настигнет его. Ведь совесть есть у всех, и она не даст спокойно жить, пока человек не исправится.
   Так, в романе Ф.М.Достоевского мы видим Родиона Раскольникова, главного героя, который после страшного поступка -  убийства старухи-процентщицы, пытается найти себе оправдание. Он строит теорию, в которой подразделяет людей на «тварей дрожащих» и на «господ будущего», которые могут совершать преступления ради великих задач. Но даже после этого он не может жить спокойной жизнью. Его мучает совесть до  того момента, пока он полностью не раскаялся.
   Таким образом, мы понимаем, что человек должен осознавать свои проступки, делать выводы и стараться больше так не поступать. И делать он это должен не только ради окружающих, но и ради собственного спокойствия. Хочется верить, что в мире будет больше людей, совершающих нравственные поступки, и тогда наш мир станет немного лучше.
  
Количество слов - 490

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Дарья.
Большинству требований ЕГЭ-сочинения ваша работа отвечает. Проблема определена верно, комментарий содержит в себе 2 примера и пояснения к каждому из них. Связь между примерами тоже определена и обозначена верно. Согласие и обоснование соответствует проблеме и позиции автора.

Основные претензии к тяжеловесности формулировок, грамматическим недочётам, речевым ошибкам. В работе есть и логические нарушения.

К5 (логика). В тексте сочинения 2 логические ошибки, поэтому 0 баллов по этому критерию.
В середине текста мы читаем о безнравственных поступках, совершенных мужчиной в довоенное время. Он врал учителям, воровал, дрался.
Поступки герой текста совершал ещё мальчиком, а не мужчиной. Он просто вспоминает об этом, анализируя причины своего поведения.
Вторая логическая ошибка допущена в обосновании согласия.
...в романе Ф.М.Достоевского мы видим Родиона Раскольникова, главного героя, который после страшного поступка -  убийства старухи-процентщицы, пытается найти себе оправдание. Он строит теорию, в которой подразделяет людей на «тварей дрожащих» и на «господ будущего», которые могут совершать преступления ради великих задач. Но даже после этого он не может жить спокойной жизнью.
Раскольников убил старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свои теоретические выкладки, свою теорию. А не придумал теорию для своего оправдания.

По К6 нельзя начислить высший балл, потому что в тексте сочинения есть речевые ошибки.

К8. В данном контексте таким образом не является вводным. Оно имеет значение "так, таким способом", поэтому выделять запятыми его не  нужно.
Автор выбирает особую форму повествования – от первого лица, таким образом, делая происходящее реальным.

К9. Много недочётов в построении предложений. Назову самые грубые, чтобы в других работах вы постарались их не допустить.
К сожалению, в такие моменты не все люди могут осознать своей ошибки и исправить ее.
Осознать (что?) ошибку. Нарушена норма управления.

Но если вовремя не осознать ошибочность своих действий  и не начать работу над собой, человек просто погрязнет в дурных поступках, потеряет простые человеческие качества: доброту, честность, искренность.  
В первой части нет производителя действия, говорится обо всех вообще, а во второй о конкретном человеке. Нужно согласовать эти части между собой. Или если не осознать и не начать работать, то и не будет положительных изменений, или если человек не осознает, не начнёт..., то он и не изменится.

В нескольких местах "видо-временной разнобой":
...мужчина не смог себя оправдать, и для него это было страшно.
Его мучает совесть до  того момента, пока он полностью не раскаялся.

К10. С речью тоже не всё хорошо:
не только больше так не поступал, но и пытался завоевать себе самоуважение.
Мы видим, что никогда не поздно исправить даже самое дурное деяние.
В современном русском языке это слово устаревшее. В юридической практике употребляется в специальном значении (обозначает и действие, и бездействие). Лучше было бы употребить слова: поступок, действие.
Мы видим, что никогда не поздно исправить даже самое дурное деяние. Главное понять и искренне пытаться исправиться.
В одном из предложений лучше заменить слово "исправить" на поменять, улучшить, поступить по-другому (иначе).
...рано или поздно чувство совести настигнет его.
Подводя итоги, хочу посоветовать больше внимания обращать на формулировки, подбор слов. Старайтесь более кратко и легко оформлять свои высказывания. Вместо
После гнусного поступка - воровства хлеба у товарищей, мужчина не смог себя оправдать...
скажите лучше "своровав хлеб у товарищей".
Часто в погоне за красивостью мы выплёскиваем очевидные истины, для которых и не нужно витиеватых формулировок и незнакомых нам слов. Обычно достаточно просто, ясно и чётко рассказать о своём понимании, чтобы работа выглядела достойной и глубокой.
Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку