Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Может ли ложь быть оправданной?

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
14.03.2020 23:32:29
Автор: Мяделец Михаил

Может ли ложь быть оправданной? Почему близкие люди могут скрывать что-то друг от друга? Именно над этими вопросами размышляет А. И. Куприн в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор рассказывает о тяжелой жизни главного героя Ивана Семенюта. Его лишили работы и оставили на произвол судьбы. Он был беден, «не брит, не стрижен», «ютится в полутёмном подвале», ходил в разорванных сапогах. Но в праздники он всеми силами старался привести себя в порядок, чтобы навестить старую мать. Герой не хотел ей говорить о своем бедственном положении, потому что понимал, как сильно она будет переживать. Поэтому он создавал иллюзию того, что он все еще работает и при этом достигает каких-то высот и двигается по карьерной лестнице. «Я теперь, можно сказать, на виду. Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. Работаю как вол. Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные», - рассказывает Иван Семенюта. Герой даже пытается говорить развязано, подражая «светским «прикомандированным» шалопаям». Этим примером автор показывает читателю, как сильно главный герой любит свою мать, как уверенно он врет ей о себе, чтобы она не беспокоилась и не переживала о нем.
    Но разве мать не догадывалась, что сын скрывает от нее свое горе?
    Ответ на этот вопрос читатель находит по мере развития авторской мысли. Мать все понимала, но ничего не говорила. «Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее». Ведь она знала, как это важно для сына. Поэтому она даже виду не подавала, что о чем-то догадывалась, старалась быть заинтересованной рассказами сына: «и он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой». А.И.Куприн, подводя итог, говорит: «Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане…». Этим писатель хотел подчеркнуть, насколько сильные чувства испытывает мать к своему сыну, как она всячески поддерживает и не хочет поставить его в неловкое положение.
    Позиция автора заключается в том, что любая ложь может быть оправданной, если она направлена во благо другим людям.  
    Не могу не согласиться с писателем. Если человек врет, но при этом заботиться о чувствах другого, если его правда может задеть, разрушить жизнь или причинить боль, то именно такая ложь называется «святой». В годы Великой Отечественной войны в битве под Кенигсбергом мой дедушка был тяжело ранен: его оглушило близко упавшим снарядом. В госпитале он писал письма своей жене, в которых ни слова не упомянул о ранении. Ведь он знал, как она будет переживать: не есть и не спать. И только после войны, вернувшись домой, он рассказал об этом.
    Подводя итог, хочу сказать, что ложь имеет не только отрицательные черты, она может сохранять жизни, создавать иллюзию того, что все хорошо, и давать человеку надежду и веру!
Количество слов - 438

Рецензент: Галина Котина
Доброго времени суток, Михаил!
Вы правильно сформулировали проблему текста, прокомментировали ее, привели 2 примера-иллюстрации и выявили смысловую связь между ними.
Михаил, при формулировании проблемы текста старайтесь избегать двойных риторических вопросов, т.к. при дальнейшем рассуждении Вы можете забыться и не дать ответ на оба вопроса.
Авторскую позицию Вы определили верно, а также выразили свое отношение к ней и обосновали его. Молодец! Но....есть орфографические, грамматические и речевые ошибки!

Орфографическая ошибка
заботиться
заботится (что делает? глагол в 3 л. ед.ч.)

Грамматические ошибки:
Он был беден, «не брит, не стрижен», «ютится в полутёмном подвале», ходил в разорванных сапогах.
Нарушение видовременной формы глагола

Речевые ошибки:
Рассуждая о проблеме, автор рассказывает о тяжелой жизни главного героя Ивана Семенюта.
Автор рассуждает над проблемой.
как она всячески поддерживает и не хочет поставить его в неловкое положение.
Правильно: как она всячески поддерживает его и не хочет ставить в неловкое положение.
ни слова не упомянул о ранении
Правильно: ни слова не сказал
старалась быть заинтересованной рассказами сына
Правильно: старалась слушать рассказы сына с интересом

Будьте внимательнее при проверке сочинения, следите за речью, и на экзамене Вас ждет успех!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку