Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к своей работе

  • Текст: В. Аксёнов. Коллеги. Отрывок

    (1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям.

    (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает. (3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов…

    (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним. (9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

    (13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

    (19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

    – (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

    (31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

    «(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

    – (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

    – (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…

    – (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

    (44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

    – (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы!..

    (48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

    – (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

    (55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

    «(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

    (65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.                                                                                                                        (В.Аксенов)

16.02.2020 18:47:15
Автор: Олег Заплатин

    В предложенном для анализа тексте Василия Павловича Аксенова поставлена проблема отношения к своей работе.
     Рассуждая об этой теме, автор приводит два противоположных примера.
     Так, писатель повествует о Зеленине,добросовестном молодом враче,прибывшим в больницу с неисправной лабораторией. Главный герой ответственно относится к своим обязанностям, что не позволяет ему работать "вслепую", без анализов. Автор обращает внимание на то, что Александр Зеленин "чувствовал себя словно древний мореплаватель". Писатель хочет показать этим примером правильное отношение к собственной работе.
     Далее автор для сравнения рассказывает о фельдшере, чья добросовестность оставляет желать лучшего. Так, Аксенов в предложении 12 указывает на совершенно непрофессиональный диагноз, поставленный безответственным Макаром Ивановичем. В этом примере читатель может увидеть неправильное отношение к своим обязанностям.
    Позиция автора такова: "Если работаешь- изволь работать добросовестно". С мнением писателя трудно не согласиться. Я считаю, что ради нашего общего блага каждый человек должен со всей ответственностью подходить к своим обязанностям. Можно ли представить, чтобы инженер придумал  план постройки дома "для галочки"? Или допустимо ли чиновнику проявлять халатность на своей должности? Конечно нет. Мне кажется,что ради нашего общего блага каждому человеку следует со всей ответственностью подходить к собственным обязанностям.
    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод,что все люди должны добросовестно относиться к своей работе.
Количество слов - 199

Рецензент: Юлия Красовских
    Олег, продуманное, грамотно выстроенное сочинение. Отмечу лишь несколько недочётов, из-за которых вы потеряли баллы.
   В начале сочинения вы говорите о "проблеме отношения к работе". Автор, безусловно, за добросовестное, ответственное отношение. И в позиции автора вы об этом говорите. Я считаю, что более точно будет "проблема ответственного отношения к работе" (или добросовестного). Без "ответственного" или "добросовестного" можно было обойтись, если бы в сочинении была названа "п. профессионального долга" или проблема была бы сформулирована в виде вопроса: "Как нужно относиться к работе?" Но ваша формулировка требует указать с самого начала рассуждения, о чём будет идти речь.
   Нарушает логику рассуждения то, что в первом абзаце "проблема...", а во втором уже "рассуждая об этой теме". Тема и проблема не одно и то же, не синонимы. Можно было в первом абзаце сформулировать проблему в форме вопроса, а второй тогда начать со слов: "Рассуждая о проблеме добросовестного отношения к своей работе..."
   За связь примеров как "противоположных" я поставила балл, но кому-то из проверяющих может понадобиться и более развёрнутая и основательная связка. Можно было вернуться к этой мысли ещё раз перед позицией автора. Например, подчеркнуть, что автор намеренно изображает поведение молодого доктора, называя его Сашей в конце текста, и вкладывая именно в его уста слова о достойном отношении к работе. "Противоположность" можно было назвать и другими словами: контрастность, антитеза, противопоставление. Это сделало бы вашу мысль более глубокой и точной.
   Мне не нравятся слова "правильное" и "неправильное" отношение к работе, обязанностям в работах учеников старших классов. Даже 5- и 6-классников я учу выражать мысль как можно точнее и убедительнее. Мы должны соответствовать автору в его высоких мыслях и убеждениях. Он же не говорит нам, что Зеленин ведёт себя "правильно", а Макар Иванович "неправильно". Постараемся подобрать более выразительные слова: ответственно, добросовестно, смело (говоря о Зеленине) и халатно, равнодушно, без энтузиазма и должной ответственности (о его антиподе).
    Выражая позицию автора словами из текста, я бы всё-таки сослалась на того, из чьих уст звучит это мнение. Например, можно так сформулировать: "Утверждает автор устами симпатичного ему героя".
В тексте сочинения 1 пунктуационная ошибка: "Конечно нет". Вводное слово "конечно" нужно выделить запятой.
    Ещё раз подчеркну, что в целом сочинение хорошо выстроено, недочёты незначительные. Поработайте над их устранением. Постарайтесь не повторять их в других работах. Надеюсь, на экзамене вам удастся заработать высший балл. Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку