Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Поведение человека в сложной ситуации.

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
13.02.2020 18:10:39
Автор: Елизавета Мартынова

    Как ведет себя человек в сложной  жизненной ситуации?  Такая проблема находится в центре внимания А. Алексина .
    Размышляя над этим вопросом, автор показывает поведение матери во время бомбежки, которая старалась всячески защитить своего сына от падающих гильз. Она « всё время пыталась прикрыть» своего сына — «руками, плащом, даже сумкой». Она умоляла «гренадёрского вида дворника» впустить её с сыном в бомбоубежище. Этот пример показывает, как мать,  переживая за жизнь своего сына, паниковала, металась, пыталась спрятаться с ним от рвущихся снарядов в любом подвале.
    Эта проблема отражена в другом примере, в котором показано поведение дворника, охранявшего дверь бомбоубежища  с невозмутимым спокойным видом, не пропуская тех, «кому не положено спускаться в бомбоубежище». Этот пример показывает  серьезное отношение дворника к своим обязанностям. «Сам не спустился, не спрятался», не подозревая, что через три часа бомбоубежище превратится в руины, а сам погибнет.
    Оба приведенных  примера, противопоставляя друг друга, позволяют автору показать разное поведение людей в сложной  военной ситуации.
   Позиция А.Алексина заключается в том, что  война не щадила никого: ни детей, ни стариков, ни тех, кто защищал их. И мы обязаны это помнить .
     Я разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что мы должны бережно относиться к  павшим героям, помнить тех, кто подарил нам мир, жизнь.
    Таким образом, прочитанный текст заставляет задуматься о том, что каждый человек может оказаться в сложной жизненной ситуации, и  его поведение мы не вправе осуждать.

Купцов Артём.
Количество слов - 220

Рецензент: Юлия Красовских
Артём, очень хорошее сочинение с точки зрения точности выявления проблемы, подбора примеров для комментария, речевого оформления сочинения. Несомненно, в вашей работе много плюсов и сильных мест. Однако остановимся подробнее на тех фрагментах сочинения, которые не позволили вам получить высший балл за проделанную работу.
Текст сложный для анализа и понимания, но проблему вам удалось выявить достаточно точно. В комментарии к проблеме, на мой взгляд, один недостаток - отсутствие пояснения к первому примеру. Предложение, в котором вы говорите, что "...мать, переживая за жизнь своего сына, паниковала, металась, пыталась спрятаться с ним от рвущихся снарядов в любом подвале", скорее, продолжает пересказ, чем вносит какую-то ясность в то, зачем она это делала, почему так поступала. А ведь именно такого рода пояснения напрашиваются к примеру о поведении матери. Более того, они очевидны: мать защищала своего ребёнка, спасала его, несмотря ни на что.
Грубое нарушение в формулировке позиции автора. Если проблема - это вопрос, а позиция автора - ответ, то логика вашего сочинения явно нарушена. Вы задаёте вопрос: "Как ведёт себя человек в сложной жизненной ситуации?" И отвечаете на него: "...война не щадила никого: ни детей, ни стариков, ни тех, кто защищал их. И мы обязаны это помнить". Между тем, опираясь на ваши же примеры, следовало дать другой ответ: выполняя свой долг перед Родиной и народом, добросовестно и ответственно исполняя свою работу, такие люди, как дворник, спасали многих других. Они поддерживали порядок, не поддаваясь эмоциям и чувствам. И именно поэтому мы должны их помнить. Проблема памяти присутствует в этом тексте, но не в качестве основной. В центре внимания автора дворник, который образцово выполняет свои обязанности. В связи с неверным определением авторской позиции вы потеряли балл по К3 и нарушили логику рассуждения (минус ещё один балл по К5).
По К4 0 баллов, потому что "размышление не соответствует сформулированной проблеме" (цитата из критериев оценивания), то есть неверно определённая позиция автора и в этой части сочинения не позволила заработать вам балл.
Грамматические ошибки:
"Оба приведённых примера, противопоставляя друг друга, позволяют автору…" Лучше сказать, что примеры противопоставлены друг другу. Это автор противопоставил эти примеры, а не они "противопоставились" и "позволили автору".
"...мы должны бережно относиться к павшим героям..." Относиться к павшим героям могли их однополчане, достойно похоронив, отправив достоверные сведения об их гибели... А мы можем бережно относиться к памяти о них и о том времени.
Внимательнее вчитывайтесь в исходный текст, старайтесь лучше его понять, продумывайте логику сочинения и проверяйте работу несколько раз. Особенное внимание обратите на соответствие позиции автора (ответа) на тот вопрос (проблему), о котором вы говорили в начале работы.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку