Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что толкает людей на подлый поступок?

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

10.02.2020 17:49:37
Автор: Надежда Аверкина

Подлость… Что толкает человека на подлый поступок? Над этими вопросами задумывался  В. Тендряков, автор фрагмента  «Люди  или нелюди».
Размышляя над данной проблемой, автор  обращается к событиям, разворачивающимся во время  войны. Его герой вместе со старшиной пошли получать для голодных солдат хлеб и сахар. Во время этого, как рассказывает он сам, « вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая», которая заключалась в воровстве хлеба для себя.  Он сам понимал, что не заметить украденные полбуханки  будет просто невозможно. И всё равно он это сделал, чувствуя всю подлость своего поступка. Он называл себя вором, потому что своровал у таких же, как он сам, которые не ели пятеро суток. Автор  показывает, что на подлый поступок –воровство у своих же-  толкает людей голод и огромное желание его утолить.
Рассказывая об этом поступке на войне, герой вспоминает, что  в жизни делал много нехорошего: врал учителям, не сдерживал данное слово.. И каждый раз он находил оправдание  своей подлости.  Герой вспоминает подлые поступки из своего детства, что дало возможность автору показать, что человек способен на подлость не единожды в жизни. Совершив  подлость, человек способен совершать  её и будучи взрослым, только с той разницей, что во взрослом состоянии подлость  становится серьёзнее, и оправдать её становится намного труднее, а уж исправить совершенно невозможно.
Оба примера дополняя  друг друга, показывают нам, как становится некрасив человек, способный совершать подлость будь это в детском возрасте, и уж тем более, когда сам видит всю низость своего поступка.
Автор говорит нам, что нельзя думать  только о себе, своём благе, такие люди, как правило, становятся одиноки.
Трудно  не согласиться с авторской позицией, действительно,  люди, способные на подлость становятся одиноки,   а  это самое страшное наказание. Вспомним Швабрина, героя повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Он совершил много подлых поступков по отношению к Маше, Гринёву,  стал предателем. Для него , в  отличие от  Гринёва, не существовало такого понятия ,как честь.  В конечном итоге он был по заслугам наказан жестоким образом.
Подводя итог,  хочется предостеречь  людей от совершения подлых поступков: слишком трудно потом загладить свою вину, иногда бывает, что и невозможно  вовсе это сделать.

                                                                                                                        Пенькова Мария
Количество слов - 317

Рецензент: Юлия Красовских
Мария, хочется похвалить вашу работу за разнообразие грамматического строя и грамотное цитирование авторского текста, за умение кратко и ёмко пересказывать значимые для понимания смысла фрагменты текста и попытку рассуждать самостоятельно, привлекая к аргументации классический литературный текст, правильно интерпретируя его содержание. Однако с содержательной частью сочинения (критерии К1-К4) предстоит ещё серьёзная работа.
Автор не исследует в своём тексте вопрос: "Что толкает человека на подлый поступок?" Он рассказывает нам о том, что идёт война и люди голодают, а потом говорит о воровстве и пристально наблюдает за состоянием вора, за его мыслями. Потом добавляет к этому наблюдению внешние "отзывы" сослуживцев и опять переключается на героя-рассказчика: его мысли, страдания. Он не ищет объяснений, почему (=что толкает) солдат ворует хлеб и почему он в школе "врал учителям" и "на рыбалке... снял с крюка толстого голавля"... Он просто констатирует факт и выносит этому моральную оценку: стыдно, подло, гадко. Поэтому, наверное, лучше было бы говорить при таких примерах о проблеме возникновения и преодоления отвращения к себе. (Как и почему оно возникает?) Или о проблеме недопустимости обмана, воровства. Поэтому, к сожалению, Мария, по К1 - 0 баллов. И поэтому за остальные критерии содержания (К2-К4) тоже. Хотя при правильной формулировке проблемы можно было бы получить неплохие баллы за содержание, пусть и не высшие.
Проблема - это вопрос, которым задаётся автор текста. А позиция автора - ответ на исследуемый вопрос. Поэтому они должны быть логически связаны. В вашем случае вопрос: "Что толкает человека на подлый поступок?" А ответ: "Автор говорит нам, что нельзя думать только о себе, о своём благе". Нарушение логики рассуждения. Поэтому по К5 снижение на 1 балл.

Есть в тексте сочинения пунктуационные ошибки:
"Оба примера (нужна запятая, начинается деепричастный оборот) дополняя друг друга..."
И в этом же предложении "...некрасив человек, способный совершить подлость (закончился причастный оборот, нужна запятая) будь это в детском возрасте..."

Речевые ошибки:
"...которая заключалась в воровстве хлеба для себя. Он сам понимал..." Во втором предложении слово "сам" лишнее, ничего не вносит в смысл, наоборот, является неоправданным повтором.
"В конечном итоге он был по заслугам наказа жестоким образом". В этом предложении достаточно сказать "жестоко наказан" или "получил по заслугам".

Грамматические ошибки:
"Что толкает человека на подлый поступок? Над этими вопросами..." Нужно "над этим вопросом".
"...будь это в детском возрасте, и уж тем более, когда сам видит всю низость..." Нужно противопоставить "детскому" "взрослый, зрелый", а не "когда видит".
"...нельзя думать только о себе, своём благе, таки люди..." Надо "так поступающие люди", а не "такие люди"

Таким образом, во-первых, нужно работать над содержанием и логикой сочинения, особенно над точностью формулирования проблемы в соответствии с содержанием текста и авторской задумкой, идеей. Во-вторых, обратить внимание на грамматику и речь. В остальном неплохая база и опора для написания ЕГЭ-сочинения.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку