Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что толкает людей на подлый поступок?

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

10.02.2020 17:49:37
Автор: Надежда Аверкина

Подлость… Что толкает человека на подлый поступок? Над этими вопросами задумывался  В. Тендряков, автор фрагмента  «Люди  или нелюди».
Размышляя над данной проблемой, автор  обращается к событиям, разворачивающимся во время  войны. Его герой вместе со старшиной пошли получать для голодных солдат хлеб и сахар. Во время этого, как рассказывает он сам, « вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая», которая заключалась в воровстве хлеба для себя.  Он сам понимал, что не заметить украденные полбуханки  будет просто невозможно. И всё равно он это сделал, чувствуя всю подлость своего поступка. Он называл себя вором, потому что своровал у таких же, как он сам, которые не ели пятеро суток. Автор  показывает, что на подлый поступок –воровство у своих же-  толкает людей голод и огромное желание его утолить.
Рассказывая об этом поступке на войне, герой вспоминает, что  в жизни делал много нехорошего: врал учителям, не сдерживал данное слово.. И каждый раз он находил оправдание  своей подлости.  Герой вспоминает подлые поступки из своего детства, что дало возможность автору показать, что человек способен на подлость не единожды в жизни. Совершив  подлость, человек способен совершать  её и будучи взрослым, только с той разницей, что во взрослом состоянии подлость  становится серьёзнее, и оправдать её становится намного труднее, а уж исправить совершенно невозможно.
Оба примера дополняя  друг друга, показывают нам, как становится некрасив человек, способный совершать подлость будь это в детском возрасте, и уж тем более, когда сам видит всю низость своего поступка.
Автор говорит нам, что нельзя думать  только о себе, своём благе, такие люди, как правило, становятся одиноки.
Трудно  не согласиться с авторской позицией, действительно,  люди, способные на подлость становятся одиноки,   а  это самое страшное наказание. Вспомним Швабрина, героя повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Он совершил много подлых поступков по отношению к Маше, Гринёву,  стал предателем. Для него , в  отличие от  Гринёва, не существовало такого понятия ,как честь.  В конечном итоге он был по заслугам наказан жестоким образом.
Подводя итог,  хочется предостеречь  людей от совершения подлых поступков: слишком трудно потом загладить свою вину, иногда бывает, что и невозможно  вовсе это сделать.

                                                                                                                        Пенькова Мария
Количество слов - 317

Рецензент: Юлия Красовских
Мария, хочется похвалить вашу работу за разнообразие грамматического строя и грамотное цитирование авторского текста, за умение кратко и ёмко пересказывать значимые для понимания смысла фрагменты текста и попытку рассуждать самостоятельно, привлекая к аргументации классический литературный текст, правильно интерпретируя его содержание. Однако с содержательной частью сочинения (критерии К1-К4) предстоит ещё серьёзная работа.
Автор не исследует в своём тексте вопрос: "Что толкает человека на подлый поступок?" Он рассказывает нам о том, что идёт война и люди голодают, а потом говорит о воровстве и пристально наблюдает за состоянием вора, за его мыслями. Потом добавляет к этому наблюдению внешние "отзывы" сослуживцев и опять переключается на героя-рассказчика: его мысли, страдания. Он не ищет объяснений, почему (=что толкает) солдат ворует хлеб и почему он в школе "врал учителям" и "на рыбалке... снял с крюка толстого голавля"... Он просто констатирует факт и выносит этому моральную оценку: стыдно, подло, гадко. Поэтому, наверное, лучше было бы говорить при таких примерах о проблеме возникновения и преодоления отвращения к себе. (Как и почему оно возникает?) Или о проблеме недопустимости обмана, воровства. Поэтому, к сожалению, Мария, по К1 - 0 баллов. И поэтому за остальные критерии содержания (К2-К4) тоже. Хотя при правильной формулировке проблемы можно было бы получить неплохие баллы за содержание, пусть и не высшие.
Проблема - это вопрос, которым задаётся автор текста. А позиция автора - ответ на исследуемый вопрос. Поэтому они должны быть логически связаны. В вашем случае вопрос: "Что толкает человека на подлый поступок?" А ответ: "Автор говорит нам, что нельзя думать только о себе, о своём благе". Нарушение логики рассуждения. Поэтому по К5 снижение на 1 балл.

Есть в тексте сочинения пунктуационные ошибки:
"Оба примера (нужна запятая, начинается деепричастный оборот) дополняя друг друга..."
И в этом же предложении "...некрасив человек, способный совершить подлость (закончился причастный оборот, нужна запятая) будь это в детском возрасте..."

Речевые ошибки:
"...которая заключалась в воровстве хлеба для себя. Он сам понимал..." Во втором предложении слово "сам" лишнее, ничего не вносит в смысл, наоборот, является неоправданным повтором.
"В конечном итоге он был по заслугам наказа жестоким образом". В этом предложении достаточно сказать "жестоко наказан" или "получил по заслугам".

Грамматические ошибки:
"Что толкает человека на подлый поступок? Над этими вопросами..." Нужно "над этим вопросом".
"...будь это в детском возрасте, и уж тем более, когда сам видит всю низость..." Нужно противопоставить "детскому" "взрослый, зрелый", а не "когда видит".
"...нельзя думать только о себе, своём благе, таки люди..." Надо "так поступающие люди", а не "такие люди"

Таким образом, во-первых, нужно работать над содержанием и логикой сочинения, особенно над точностью формулирования проблемы в соответствии с содержанием текста и авторской задумкой, идеей. Во-вторых, обратить внимание на грамматику и речь. В остальном неплохая база и опора для написания ЕГЭ-сочинения.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку