Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема пошлости

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

08.02.2020 16:28:54
Автор: Ильфат Галяутдинов

Как проявляется пошлость у человека? Проблема пошлости и неуважение рассматривается в тексте А. Чехова. Как пошло поступает человек к другим.
Я задумался над этими вопросами, прочитав отрывок из произведения русского писателя А. Чехова. Первой мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад. Пустяков не хотел показывать свой орден своему товарищу по службе, учителю французского языка Трамбляну.
Глубокое неуважение вызывает у меня личность этого Пустякова, его пошлость.
Самое удивительное, на мой взгляд, является то, что Пустяков попросил у друга орден, потому что хотел угодить вкусам купца, в дом которого был приглашен, и покрасоваться перед дочерьми Спичкина.
Я думаю, что Пустяков поступил неправильно, так как нельзя себя показывать выше всех.
Судьбы героев рассказа А. Чехова убеждают меня в том, что не всем досталось орденов, только Трамбляну и Пустякову. Пустяков завидовал другу, что у него есть орден.
Мнение автора, по-моему, звучит в словах Пустякова: "Как было мало у нас перед праздниками представлений! Сколько у нас народу, а получили только вы да я! Удивительное дело!
Примеом пошлости для меня стало поведение детей в школе. Перед учителем ругаются и разговаривают с учителем, как со сверстником.
В заключение хочется сказать, что не надо быть пошлым, так как она вернется бумерангом себе. Пошлость- это плохое качество, в котором человек ведет себя не прилично.
Количество слов - 206

Рецензент: Юлия Красовских
Ильфат, сочинение неглубокое и слабое. Текст изучен поверхностно и не всё в нём понято вами верно.

Проблема сформулирована слишком широко. Пошлость - это вульгарность, избитость, банальность, тривиальность, неприличие. Это морально-эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности. Такое определение пошлости даётся в этическом словаре. Было бы лучше сузить проблему до конкретного проявления пошлости именно в этом тексте. О чём Чехов рассказывает, размышляет? Возможны такие формулировки проблем:
Может ли человек обманом заслужить себе уважение и доверие?
Следует ли человеку раскаиваться в стыдных поступках и что может заставить его сделать это?
Поскольку проблема сформулирована неверно, по всем критериям содержания (К1-К4) вы получаете 0 баллов.
Примеры из текста есть, но ни пояснений к ним не дано, ни связи между ними не выявлено. Даже если бы проблему зачли, за комментарий вы бы получили минимальный балл, а позиция автора, выраженная непонятной цитатой, вообще не раскрыта. За позицию автора всё равно было бы 0 баллов.

Логическое и речевое оформление тоже оставляет желать лучшего. Во втором абзаце сочинения вы говорите о том, что Пустяков "хотел угодить вкусам купца... и покрасоваться перед дочерьми Спичкина". А в следующем продолжаете свою мысль: "Я думаю, что Пустяков поступил неправильно, так как нельзя себя показывать выше всех". Где логика? Нельзя чужими руками жар загребать, по мысли Чехова, присваивать себе чужие заслуги. Нужно самому быть лучше, чтобы не было стыдно, чтобы доказать свою значимость и состоятельность. В следующем абзаце вы пишите, что "Пустяков завидовал другу, что у него есть орден". Но ведь по тексту ясно, что и Трамблян пришёл с чьим-то чужим орденом, поэтому тоже его прячет... Внимательнее читайте текст, стараясь понять все его нюансы. И продумывайте своё высказывание так, чтобы и логика, и факты в нём соответствовали реальному положению вещей.

В тексте сочинения много грамматических ошибок:
- "проблема пошлости и неуважение" надо "проблема пошлости и неуважения"
-  "самое удивительное... является то..." надо "самым удивительным является то"
- "пошлость - это плохое качество, в котором человек ведёт себя..." Пошлость - это не качество. В нём себя человек не ведёт...

Предстоит ещё много текстов проанализировать и много сочинений написать, чтобы на экзамене получить высокий балл за сочинение.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку