Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема преодоления жизненных трудностей.

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


29.01.2020 22:03:30
Автор: Кирилл Колосов

С какими трудностямт стплкиваеться человек и как он их решает? На эти вопросы отвечает В. П. Астафьев в своем тексте.
  В начале автор вводит рассказчика, который говорит о Степане Пирогове. В шазте ему оторвало кисти обеих рук. Но он не сдался и жил дальше. Шел по лесу уверенным и твердым шагом и не обращал внимания на свои култышки. Падал, но очень легко и быстро поднимался. Степан был лучшим охотником тайги. Он приловчился заряжать и стрелять из ружья, легко косил сено, рубил, тесал и плотничал.
Оба  примера доказывают нам, что даже если нет рук, можно продолжать жить.
В. П. Астафьев хочет донести до нас мысль о том, что если жизнь поступила с вами несправедливо можно при помоши приспомоблений для рук вернуть себе нормальную жизнь.
Я согласен с позицией автора и считаю, что всегда можно найти выход из любой проблемы. Примером из литературы может быть повесть Б. Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке", где главный герой Алексей Мересьев не смотря на ампутированные ноги, он вновь пошел в летное училище. Сдал экзамен и снова вернулся в строй лётчиков.
Таким образом можно сказать, что если даже все потеряно, нужно бороться, искать новые пути, не загонять себя в угол, а придумывать что новое.
Количество слов - 197

Рецензент: Юлия Красовских
Кирилл, формулировка проблемы - самое ответственное дело в написании ЕГЭ-сочинения. К сожалению, не могу по К1 поставить вам "зачёт", потому что ответ на вопрос, с какими трудностями сталкивается человек и как с ними справляется, будет содержать иллюстративный материал, примеры, а не авторскую идею. Вам не удалось точно сформулировать имеющиеся в тексте проблемы. В связи с этим по всем критериям, касающимся содержания сочинения, вы автоматически получаете "незачёт". Даже если бы проблему зачли, ваши "примеры" не разделены на 2 чётко и логично (и по смыслу, и формально, по абзацам). Пояснение даётся одно: "Оба примера доказывают нам, что даже если нет рук, можно продолжать жить". Это не связь между примерами, как, наверное, вы полагали, а именно пояснение, причём одно на два примера. Поэтому и на эту часть сочинения (комментарий) при написании других сочинений обратите пристальное внимание.

Логическая ошибка - сужение позиции автора до содержания этого текста: "можно при помощи приспособлений для рук вернуть себе нормальную жизнь". Позиция автора шире: при любых жизненных трудностях, бедах, горе нужно продолжать жить и бороться за счастье. Учитесь за конкретными примерами и историями видеть общие идеи.

Пунктуационные ошибки:
"...что если жизнь поступила с вами несправедливо можно при помощи приспособлений..." придаточное "если жизнь поступила с вами несправедливо" нужно выделить запятыми.
"...где главный герой Мересьев несмотря на ампутированные ноги, …" перед "несмотря" тоже нужна запятая.
"Таким образом можно сказать, что если даже всё потеряно, нужно бороться..." Таким образом - вводное слово, выделяем запятой. Перед "если" тоже нужна запятая, т.к. начинается новое придаточное предложение.

Есть грамматические ошибки:
"Он приловчился заряжать и стрелять из ружья" - к слову "заряжать" нужно употребить другое управляемое слово, иначе получается, что и "заряжать из ружья", и "стрелять из ружья".
"...Алексей Мересьев, несмотря на ампутированные ноги, он вновь пошёл..." Лишнее местоимение "он".

Речевая ошибка "...повесть Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке". При назывании этого текста лучше сказать "книга" или "произведение" вместо "повесть".

Есть в тексте и фактические ошибки, поэтому 0 баллов по К12:
фамилия Пирогов вместо Творогов,
в обосновании согласия с автором сказано, что Алексей Мересьев "вновь пошёл в лётное училище", а он вернулся в строй: снова стал летать, тренировал курсантов, воевал.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 8

Возврат к списку