Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления силы духа

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


29.01.2020 17:09:54
Автор: Диана Ворожейкина

В тексте В.П.Астафьева поднимается проблема проявления человеком силы духа в трудных жизненных ситуациях.Что помогает человеку не отчаиваться?Как быть, когда жизнь становится нелегкой? Над этими вопросами рассуждает автор текста.

Для того, чтобы привлечь внимание читателей, автор вводит рассказчика, который интересуется жизнью Степана Творогова. Этот герой, оставшись без рук, отчаялся и ночью в больнице "подкрался к окну-умереть хотел".Этим автор хотел показать на что способен пойти человек, который оказался в трудной жизненной ситуации.Его спасла жена Надежда:"Все на Надежде держится.Без нее я так и остался разваренной картошкой"- этот пример показывает, как поддержка любимого человека может помочь справиться, когда кажется, что из сложившейся ситуации нет выхода.

Оба эти примера противопоставлены и показывают важность поддержки близких людей.Благодаря Надежде герой нашел в себе силы жить дальше:" Сам избу срубил, сам пушнину добывал, сам лыжи сынишке смастерил."

Позиция автора ясна: он считает, что при любых обстоятельствах нужно быть сильным, надеяться на лучшее и не забывать про близких, потому что отчаиваясь, мы причиняем им боль.Неслучайно имя героини - Надежда, ведь именно она подарила мужу надежду на то, что все будет хорошо.

Я согласна с точкой зрения автора.В произведении М.А.Шолохова "Судьба человека" также поднимается проблема силы духа.Главный герой - Андрей Соколов - человек, который несмотря на то, что потерял семью и дом, нашел в себе силы и усыновил Ванюшку.

Таким образом, можно сделать вывод, что нужно быть сильным всегда, даже когда кажется, что жить незачем.

Количество слов - 241

Рецензент: Юлия Красовских
Диана, речевое оформление сочинения в целом достойное, придерживайтесь такого же стиля и способа формулировать свои мысли. А вот в части понимания и интерпретации авторского текста много огрехов, недочётов и неточностей.

По К1 хотела поставить "незачёт", п.ч. в вашем сочинении обозначена не одна чётко сформулированная проблема, как требуют критерии оценивания сочинения на ЕГЭ, а целых три! По каждой из предложенных проблем, хотя они и близки по смыслу (но не равнозначны!), могут быть выстроены разные варианты рассуждения.

Проблема проявления человеком силы духа в трудных жизненных ситуациях подразумевает примеры, связанные с самим Степаном Твороговым. Надежда помогла ему, но и он (в благодарность или из любви к ней - это уже другой вопрос) и охотится без рук, и "избу срубил", и "пушнину добывает" и много ещё чего делает. Выстоял, смог, преодолел страхи и слабости.

Что помогает человеку не отчаиваться? Опираясь на предложенный текст, мы должны ответить, что преданная и ничего не боящаяся, преодолевающая все преграды любовь Надежды. На этом делает акцент Степан: "ничего не выплеснулось (…) на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой".

Как быть, когда жизнь становится нелёгкой? На мой взгляд, на этот пространный вопрос автор вообще не даёт ответа в своём тексте. Он рассказывает о конкретной истории, о судьбе пары, потом семьи, в которой женщина не отчаялась, не отказалась от своего возлюбленного, несмотря на увечье... Это центральная проблема текста. Вы почему-то выбрали более "пунктирную" (если имели в виду силу духа Степана), а если хотели говорить о Надежде, о её силе духа, то, наверное, логичнее было бы выбрать примеры о ней: "зубами рвала марлю", "настойчиво шептала" не отчаиваться, "худого в уме не держать", "восемнадцать вёрст туда и обратно..."

Считаю, что приведённые примеры не соответствуют заявленной в начале текста проблеме. За основную считала проблему "силы духа в трудных жизненных ситуациях".  Первый пример указывает на то, что герой хотел свести счёты с жизнью, а второй на то, что спасла его Надежда, а не сила духа... Поэтому за комментарий в целом 0 из 5 возможных. Формально есть и примеры, и пояснения, и связь, но заявленной проблеме не соответствуют...

По этой же причине 0 баллов по К5. Нарушение логики в несоответствии примеров исследуемой проблеме, в обосновании согласия с автором с привлечением в качестве примера поступка А.Соколова, который сам нашёл в себе силы, ему  никто не помогал. Проблема та же, но разрез другой...

Пунктуационные ошибки:
"Этим автор хотел показать на что способен пойти человек..." Нужна запятая перед "на что".
"...Соколов - человек, который несмотря на то, что..." Перед "несмотря на" нужна запятая.

Грамматическая ошибка: "Оба эти примера противопоставлены..." Если бы дополняли, то так можно сказать. А при противопоставлении правильно сказать: "Эти примеры противопоставлены..."

По К12 сняла баллы за ошибки в цитатах: "подкрался к окну - умереть хотел" вместо "умереть решил"; "Без неё я так и остался разваренной картошкой" вместо "так и остался бы разваренной картошкой". Кроме того, в комментарии сказано "его спасла жена Надежда", когда герой "оказался в трудной жизненной ситуации". Но в то время она ещё женой не была. Нужно точнее формулировать мысли, не искажая, даже случайно, авторской мысли.

Надеюсь, вы учтёте указанные ошибки и недочёты, сделаете выводы и напишете более удачные работы.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку