ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема преданной любви
-
Текст: В. Астафьев. Руки жены
Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.
Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.
Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.
Один раз он обернулся, спросил участливо:
- Уморились? Тогда давайте посидим.
Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.
Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.- Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.
- Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!
И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.
Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.
Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»
Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:
- Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.- Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:- Руки то жжёт, жжёт…
И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
Он отговаривал её:
- Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…- Да ничего, ничего, Стёпа.
После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?
- Так как же мы будем, Надежда?
Она вздрогнула, но сказала спокойно:
- Как все, так и мы.
- Рук у меня нету, Надя.
- Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
- Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.
По В. Астафьеву
Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, В.П. Астафьев описывает в тексте Степана Творогова, которому руки “оторвало на шахте взрывом”. Лежа в больничной палате, он думал: “вот так все жизнь?”. Степан считал, что все закончилось, не начавшись: работа в шахте, отношения с Надеждой. Он собирался поставить на себе крест.
Но любящая девушка его спасает. “Она… рвала, чтобы коснуться губами лицо его, чтобы он чувствовал- живой человек, вот он рядом.” В.П. Астафьев повествует о там, что любящий человек всегда поддержит в трудной ситуации.
Оба этих примера дополняют друг другу, указывая на то, что в тяжелые минуты жизни любимые люди будут рядом.
Авторская позиция выражена ясно. Основная идея В.П. Астафьева заключается в том, что родной человек не будет стоять в стороне, когда нужна поддержка любимым.
Бесспорно, автор текста прав. Я полностью с ним согласна. Я считаю, что если человек любит, то не бросит.
Эта проблема волновала многих писателей. Обращается к ней и М.А. Булгаков в произведении “Мастер и Маргарита”. Женщина способна понимать интересы и желания возлюбленного, как свои, помогать ему во всем. Мастер пишет роман- и это становится описанием жизни Маргариты. Она делает все, чтобы помочь любимому с рукописью и трудностями жизни.
Таким образом, любовь спасает от гибели, помогает в невзгодах и ведет вперед.
В первом абзаце сочинения я бы не использовала общую фразу: "На этот и другие вопросы отвечает автор..." Вы уже обозначили проблему, которую выявили, о которой будете писать. Переходите к комментарию. Лучше уделить больше времени и сил анализу, глубинному прочтению текста и пояснениям к примерам, чем наполнять сочинение пустыми словами ради объёма.
К2 (комментарий) - снимаю баллы за отсутствие пояснения к первому примеру. О том, что Степан считал свою жизнь пустой и никчёмной после взрыва и хотел покончить жизнь самоубийством, говорится в тексте, поэтому "Степан считал, что всё закончилось, не начавшись: работа в шахте, отношения с Надеждой. Он собирался поставить на себе крест" - это пересказ, а не пояснение.
Во втором примере пояснение тоже слабоватое: "Астафьев повествует о том, что любящий человек всегда поддержит в трудной ситуации". Но это хоть какой-то анализ, поэтому ставлю балл за пояснение.
Связь между примерами, на мой взгляд, формальная. Вы пишите, что примеры "дополняют друг другу"... То, что молодой человек отчаялся, а девушка "рвала, чтобы коснуться губами лицо его", на мой взгляд, не гарантирует того, "что в тяжёлые минуты жизни любимые люди будут рядом". Наверное, автор всё-таки утверждает мысль о том, что любящие люди обязательно помогут, несмотря ни на что, не бросят даже в труднейшей, тяжелейшей жизненной ситуации (об этом рассказывает автор устами своего героя, а не о будущем задумывается вместе с ним).
Над комментарием важно ещё работать вдумчиво и серьёзно.
К3 (позиция автора) - засчитываю, но грамматически и по смыслу тоже нужно более точно, с опорой на текст формулировать свои утверждения.
К8 (пунктуация)
"Степан считал, что всё закончилось, не начавшись" - деепричастие образа действия. Запятая не нужна.
"...живой человек, вот он рядом." - пропущена запятая в цитате перед словом "рядом".
К9 (грамматика)
"вот так все жизнь" - цитату переписывайте дословно. Обидно терять баллы на таких мелочах.
"Оба примера дополняют друг другу..." - второй пример продолжает (дополняет) мысль о... Вероятно, такая связка будет более уместна. Хотя особой смысловой связи между примерами я не увидела, не прописана она в сочинении, а можно было развернуть мысль.
"...родной человек не будет стоять в стороне, когда нужна поддержка любимым" - лучше сказать "когда любимым нужна поддержка".
"Она делает всё, чтобы помочь любимому с рукописью и трудностями жизни" - "помочь с рукописью" можно, а вот с трудностями незачем, их нужно помочь преодолеть :)
К10 (речь)
"Он собирался поставить не себе крест" - значение фразеологизма "поставить крест" - разуверившись в возможности успеха в начатом деле, предприятии, решительно отказаться от их продолжения. А герой жить не хочет инвалидом. Неуместное употребление. Он не дело или предприятие бросить хочет (поставил крест на карьере, на своей задумке). Он хочет себя убить.
"В.П. Астафьев повествует о там, что любящий человек всегда поддержит в трудной ситуации". Повествует = рассказывает. А Астафьев утверждает, хочет донести мысль до нас, читателей...
Таким образом, следует особое внимание уделить работе с комментарием, грамматическому и речевому оформлению сочинения. Формировать индивидуальный стиль, глубже и внимательнее вчитываясь в художественные тексты. И продолжать практиковаться в написании сочинений.
Удачи!