Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора.

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

25.01.2020 19:11:37
Автор: Елизавета Мартынова

Какова роль нравственного выбора? Именно над этой проблемой размышляет В. Тендряков в произведении «Люди или нелюди».
    Эту проблему автор раскрывает на примере героя отрывка. Старшина взял его  с собой получить хлеб, а у него  вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. Своровать или нет? «Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо» Действительно, трудно было ему удержаться от такого соблазна: голодные солдаты получали всего два свинцово-тяжёлых сухаря на день, да мутную водицу вместо похлёбки. Мне кажется, что эта  проблема отражена  в другом примере, в котором говориться о том, что герой отрывка не раз стоял перед нравственным выбором: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, но он всякий раз он находил для себя оправдание. Мне кажется, что каждый из нас когда-то стоял перед таким выбором, попадая в сложную жизненную ситуацию.
Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать нравственное падение героя, за которым, конечно, придет его возрождение.
Авторская позиция выражена довольно четко , она заключается в том, что каждый человек , попадая в сложную ситуацию, может стоять перед нравственным выбором. Перед выбором, за который ему нести ответственность.
   Я разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что каждый из нас может оказаться как с одной , так и с другой стороны(люди или нелюди), но человечность , совесть никто не отменял.
Таким образом, размышляя над проблемой , автор приходит к выводу: даже война не способна убить  человечность, убить жизненные ценности.

Купцов Артём.

Количество слов - 242

Рецензент: Юлия Красовских
Артём, следует внимательнее вчитываться в текст, соотносить события в начале, в середине и в конце повествовательного текста. Только в этом случае возможно постичь, "расшифровать" замысел автора. На мой взгляд, ваша формулировка проблемы "Какова роль нравственного выбора?" неполная и слишком общая, абстрактная.
Да, о нравственном выборе говорится в этом тексте, даже, пожалуй, больше о нравственном уроке, который герой-рассказчик смог вынести из своего постыдного поведения. Может быть, кто-то из особенно лояльных проверяющих зачтёт проблему, но всё равно примеры без пояснений, авторская позиция размыта, несмотря на то, что вы утверждаете, что она "выражена довольно чётко". Позиция автора этого текста не в том, что каждый "может стоять перед выбором", за который ему нести ответственность. Автор утверждает, что человек может сделать выводы, научиться, исправиться, искупить вину, снова "завоевать себе самоуважение". Ради этого текст написан, а не ради того, чтобы сказать, что у каждого в жизни такие ситуации бывают.

К сожалению, по критериям, содержания, 0 баллов.

К5 - нарушение абзацного членения. Позицию автора всё-таки я бы выделила в отдельный абзац. Это не продолжение комментария, а новая мысль.

К7 - "в котором говориться" - Ь не нужен.

К8 - цитаты употребляете без кавычек : "мыслишка...трусливая, гаденькая, унылая", "два свинцово-тяжёлых сухаря...". То, что берёте из текста дословно, необходимо закавычивать, даже если это 1-2 слова. Это авторские слова, а не ваши.

К9: "...но он всякий раз он находил" - неоправданный повтор.

К10: "на примере героя" - герой не может быть примером. Его поступок, мысли, переживания могут. А он нет.

Вдумывайтесь в прочитанное глубже, осмысляйте, что именно пытался донести до нас автор. Чётко формулируйте авторскую позицию, а потом, опираясь на неё, старайтесь сформулировать вопрос при помощи слов должен, необходимо ли, нужно ли, стоит ли. Такие вопросы обычно более точно помогают обозначить проблему. Если проблема и позиция автора будет вам хорошо понятна, то и комментарий удастся выстроить более глубокий и содержательный.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку