Запомни!
Проблема нравственного выбора.
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Эту проблему автор раскрывает на примере героя отрывка. Старшина взял его с собой получить хлеб, а у него вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. Своровать или нет? «Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо» Действительно, трудно было ему удержаться от такого соблазна: голодные солдаты получали всего два свинцово-тяжёлых сухаря на день, да мутную водицу вместо похлёбки. Мне кажется, что эта проблема отражена в другом примере, в котором говориться о том, что герой отрывка не раз стоял перед нравственным выбором: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, но он всякий раз он находил для себя оправдание. Мне кажется, что каждый из нас когда-то стоял перед таким выбором, попадая в сложную жизненную ситуацию.
Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать нравственное падение героя, за которым, конечно, придет его возрождение.
Авторская позиция выражена довольно четко , она заключается в том, что каждый человек , попадая в сложную ситуацию, может стоять перед нравственным выбором. Перед выбором, за который ему нести ответственность.
Я разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что каждый из нас может оказаться как с одной , так и с другой стороны(люди или нелюди), но человечность , совесть никто не отменял.
Таким образом, размышляя над проблемой , автор приходит к выводу: даже война не способна убить человечность, убить жизненные ценности.
Купцов Артём.
Да, о нравственном выборе говорится в этом тексте, даже, пожалуй, больше о нравственном уроке, который герой-рассказчик смог вынести из своего постыдного поведения. Может быть, кто-то из особенно лояльных проверяющих зачтёт проблему, но всё равно примеры без пояснений, авторская позиция размыта, несмотря на то, что вы утверждаете, что она "выражена довольно чётко". Позиция автора этого текста не в том, что каждый "может стоять перед выбором", за который ему нести ответственность. Автор утверждает, что человек может сделать выводы, научиться, исправиться, искупить вину, снова "завоевать себе самоуважение". Ради этого текст написан, а не ради того, чтобы сказать, что у каждого в жизни такие ситуации бывают.
К сожалению, по критериям, содержания, 0 баллов.
К5 - нарушение абзацного членения. Позицию автора всё-таки я бы выделила в отдельный абзац. Это не продолжение комментария, а новая мысль.
К7 - "в котором говориться" - Ь не нужен.
К8 - цитаты употребляете без кавычек : "мыслишка...трусливая, гаденькая, унылая", "два свинцово-тяжёлых сухаря...". То, что берёте из текста дословно, необходимо закавычивать, даже если это 1-2 слова. Это авторские слова, а не ваши.
К9: "...но он всякий раз он находил" - неоправданный повтор.
К10: "на примере героя" - герой не может быть примером. Его поступок, мысли, переживания могут. А он нет.
Вдумывайтесь в прочитанное глубже, осмысляйте, что именно пытался донести до нас автор. Чётко формулируйте авторскую позицию, а потом, опираясь на неё, старайтесь сформулировать вопрос при помощи слов должен, необходимо ли, нужно ли, стоит ли. Такие вопросы обычно более точно помогают обозначить проблему. Если проблема и позиция автора будет вам хорошо понятна, то и комментарий удастся выстроить более глубокий и содержательный.