Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема качеств известного человека
-
Текст: (1)После своего исторического полёта Юри(1)После своего исторического полёта Юрий Гагарин стал нарасхват. (2)Его хотели видеть все страны и все народы, короли и президенты, люди военных и штатских профессий, самые прославленные и самые безвестные. (3)И Гагарин охотно встречался со всеми желающими, не пренебрегая даже королями, — разве человек виноват, что родился королём? (4)Но охотнее всего шёл он к курсантам лётных училищ, как бы возвращался в собственную юность, в её лучшую, золотую пору.
(5)Как-то раз, когда официальная встреча уже закончилась и дружеский разговор перекочевал из торжественного зала в чахлый садик на задах лётной школы, один из курсантов спросил, заикаясь от волнения:
— (6)Товарищ майор… этого… о чём вы думали… тогда?..
— (7)Когда «тогда»? — спросил с улыбкой Гагарин и по тому, как дружно грохнули окружающие, понял, что задавшему вопрос курсанту в привычку вызывать смех.
(8)Когда-то так же смеялись каждому слову его однокурсника Юры Дергунова — в ожидании шутки, остроумной выходки, розыгрыша, но тут было иное — смех относился к сути курсанта. (9)Гагарин пригляделся к нему внимательней: большое незагорелое лицо, вислый нос, напряжённые и какие-то беспомощные глаза, толстые ноги иксом. (10)Да, не Аполлон. (11)И не Цицерон к тому же — вон никак не соберёт слова во фразу.
— (12)Ну, в общем… я чего хотел спросить… когда вы по дорожке шли?
(13)Курсанты снова грохнули, но Гагарин остался подчеркнуто серьёзен, и смех сразу погас.
— (14)Вы имеете в виду Внуковский аэродром? (15)Рапорт правительству?
— (16)Во… во!.. — обрадовался курсант, достал из кармана мятый носовой платочек с девичьей каёмкой и вытер вспотевший лоб.
(17)Теперь уже все были серьёзны, и не по добровольному принуждению, а потому, что наивный вопрос курсанта затронул что-то важное в молодых душах. (18)Гагарин шёл через аэродром на глазах всего мира, и это было для них кульминацией жизни героя, сказочным триумфом, так редко, увы, выпадающим на долю смертного. (19)О чём же думал герой в это высшее мгновение своей жизни?..
(20)И Гагарин с обычной чуткостью уловил настроение окружающих, значительность их ожидания. (21)Конечно же, ребята мечтают о подвигах, о невероятных полётах, о славе и ждут чего-то высокого и одухотворённого. (22)Герой должен был думать о планетарном, вселенском, вечном. (23)Они хотят получить сейчас и Небо, и Звёзды, и Человечество, и Эпоху, и все Высшие ценности…
(24)Но Гагарин молчал, и пауза угрожающе затянулась. (25)Он был сейчас очень далеко отсюда, от этого чахлого садика, тёплого вечера, юношеских доверчивых лиц, в другом времени и пространстве.
…(26)В тот раз в одиночке сурдокамеры держали не так уж долго, но он чувствовал себя на редкость плохо: болела и кружилась голова, мутило, тело казалось чужим, а ноги ватными. (27)Может, что-то там испортилось, нарушилась подача воздуха?.. (28)Но Королёв спрашивает испытуемых о самочувствии, и все как один молодцевато отвечают: «Отлично!» — (29)«К выполнению задания готовы?» — (30)«Так точно!» (31)Неужели одному ему так не повезло? (32)«Как самочувствие, товарищ Гагарин?» — (33)«Отличное… — (34)Нет, он не может врать Королёву и без запинки добавляет: — (35)Хотя и не очень». — (36)«К выполнению задания готовы?» — (37)«Сделаю всё, что могу, но лучше бы в другой раз». (38)И в результате — высшая оценка. (39)То было, оказывается, испытание на честность. (40)Им специально создали тяжёлые условия в камерах. (41)Но ведь нельзя считать, что ты сдал испытания на честность раз и навсегда. (42)Всю жизнь человек сдаёт эти испытания и в большом, и в малом. (43)Да и есть ли что малое в державе нравственности?
— (44)Видишь ли, дружок, — сказал Гагарин носатому курсанту, — у меня тогда развязался шнурок на ботинке. (45)И я об одном думал: как бы на него не наступить. (46)Не то, представляешь, какой позор — в космос слетал, а тут на ровном месте растянулся…
…(47)Ночью курсант никак не мог уснуть. (48)Он ворочался на койке, вздыхал, крякал, что-то бормотал.
— (49)Да угомонись ты, чёрт тебя подери! — не выдержал сосед.
— (50)Слушай, — без обиды сказал курсант и сел на койке. — (51)А ведь я тоже мог бы, как Гагарин…
— (52)Что-о?.. (53)Ты… как Гагарин?..
— (54)А вот и мог бы… думать о шнурке…
(55)Сосед уткнулся носом в подушку, и в темноте казалось, будто он плачет. (56)Но и тут курсант не обиделся, понимая, что, как всегда, не сумел выразить свою справедливую мысль. (57)Он тысячи раз повторял в воображении подвиг Гагарина и твёрдо знал: если его пошлют в космос, он не оплошает. (58)Не дрогнет. (59)Разве что побледнеет. (60)И даже песню споёт в космосе, если надо, хотя ему медведь на ухо наступил. (61)Но когда он пытался представить себя в средоточии мирового внимания, душа в нём сворачивалась, как прокисшее молоко. (62)Он видел себя на космодроме, видел в космическом корабле, но не видел на красной тропочке славы, по которой легко, уверенно, сосредоточенно и радостно прошагал Гагарин. (63)Ведь чтобы идти так на глазах всего света, надо что-то большое нести в себе. (64)А он, курсант, постоянно думал о всякой чепухе: о девушках, футболе, кинофильмах, мелких происшествиях окружающей жизни, несданных зачётах, и где бы стрельнуть сигарету и сапожной ваксой разжиться, и как славно было бы отпустить усы… (65)Такому пустому, нулевому человеку нечего делать в скрещении мировых лучей. (66)И, следуя обратным ходом, он начинал сомневаться в своих возможностях совершить подвиг. (67)А если не будет подвига, то зачем тогда жить?..
(68)Гагарин вернул ему веру в себя. (69)Впервые за много дней курсант засыпал счастливым.
(По Ю. М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920−1994) — русский писатель, прозаик, журналист, сценарист.
Нагибин исследует проблему на примере эпизода из жизни Юрия Гагарина, первого человека, полетевшего в космос. После первого в мире полета в космос Гагарин «стал нарасхват». Его приглашали на многие встречи и мероприятия известные деятели, президенты и даже короли. Люди восхищались отвагой и мужеством, стойкостью и непоколебимым упорством космонавта. Также он любил навещать летные училища, вспоминая свою «золотую пору», разговаривать с курсантами, давать им советы и вселять в них уверенность в себе и своих силах. Мужчина подавал им пример настойчивости и любви к своему делу, отечеству. Для многих людей Юрий, невысокого роста человек, был очень велик. Весь мир видел в нем мужество, отвагу, ум и силу. Все эти качества должен иметь известный человек, настоящий пример для подражания.
Развивая сюжет, автор демонстрирует нам другую сторону личности Юрия Гагарина. Например его честность. Однажды Юрию и его коллегам поручили некоторое задание, но создали неподходящие для работы условия в сурдокамере. Космонавтов спросили хорошо ли они себя чувствуют и все, кроме Юрия, как один « молодцвето» солгали, что у них превосходное самочувствие. Только Гагарин прошел это испытание и сказал правду.
Следующее качество это умение сохранить невозмутимый вид. Однажды, когда Юрия пригласили во Внуковский аэродром, отрапортоваться правительству, у космонавта развязался шнурок. Единственное о чем мужчина думал – это как бы не расстелиться прямо здесь, на дорожке. Однако он не подал виду и уверенно шел вперед. Способность держать лицо и предотвращать конфузы также очень важна для известной личности. Последние и самые главные качества-душевность, искренность и человечность . По приезду в летное училище после официальной части курсанты и космонавт отправились в сад поговорить на разные темы. Один паренек, совсем несимпатичный и неуверенный в себе робко пытался задать вопрос, однако ребята подшучивали и смеялись над ним. Гагарин прекратил эти издевки и позже парням и самим стало несмешно от своего поведения. Видя необоснованные насмешки, мужчина проявил человечность по отношению к парню и защитил его. Для космонавта было недопустимым несправедливое и неуважительное отношение к другим людям. Поддержав парня и воодушевив его своими рассказами, он вселил в это юношеское сердце уверенность в своих силах. Позже парень воображал как повторит подвиг Гагарина и его рука «не дрогнет, и разум не помутнеет». Все ему по плечу! Однако представить себя в лучах славы, следующей после подвига, задача очень непростая. Юноша боялся этого и считал себя недостойным, пустым человеком: «ведь чтобы идти так на глазах всего света, надо что-то большое нести в себе». Из этого следует, что известная личность должна быть также морально и духовно развитой. Человек «наполненный» не только трудолюбив и смел, но и человечен, добр, его внутренний мир полон красок и никакой страх не может закрыть двери этой прекрасной души от окружающих.
Эти два примера дополняют друг друга, показывая какими качествами должен обладать известный человек. Доброта,честность, душевность, трудолюбие- это все то черты характера выдающейся личности. Такой человек является примером для подражания.
Позиция автора ясна. Известный человек должен быть наполнен человеколюбием, упорством и другими подобными душевными качествами, а также иметь богатый внутренний мир. Он должен привносить свой вклад в развитие общества и делать что-то для людей, приносить пользу и давать окружающим веру в себя.
Я согласна с позицией автора. Выдающаяся личность не должна быть духовно пустой, потому что только человек с богатым внутренним миром может создать и открыть что-то новое. Например, моя мама очень духовно развитый человек. Поэтому она всегда может дать мне совет и помочь выйти из любой, даже самой конфузной ситуации. Она может успокоить и помочь совладать с негативными эмоциями. Мы часто обсуждаем книги и истории из жизни. Рассуждаем как надо поступать в той или иной ситуации. Только человек с душевной наполненностью может сопереживать и оказать помощь другому. Поэтому я считаю свою маму обладательницей всех необходимых душевных качеств и выдающейся личностью.
Таким образом, очевидно, что внутренний мир очень важен для выдающегося человека. Душевность помогает создавать нечто новое и приносить пользу людям. Обогащайте свой внутренний мир!
Здравствуйте, Евгения!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Эти два примера дополняют друг друга, показывая какими качествами должен обладать известный человек. Доброта,честность, душевность, трудолюбие- это все то черты характера выдающейся личности. Такой человек является примером для подражания. |
Евгения, у вас не два, а несколько примеров (четыре?). Если вы соединили три примера в один абзац — это не значит, что пример один. Приводить несколько примеров не запрещено, но зачем тогда писать, что их два?.. Это нелогично. Какие у вас ключевые мысли первого и второго примеров и как доказывается связь «дополнение»? Непонятно из вашего анализа. Риск незачета анализа.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Выдающаяся личность не должна быть духовно пустой, потому что только человек с богатым внутренним миром может создать и открыть что-то новое. |
Вы заявляете такой тезис, и аргумент должен его доказывать. Что открыла или создала ваша мама?.. Вы доказали, что мама — духовно развитый человек, но этого недостаточно для доказательства того, что она выдающаяся личность. Все же хороший со всех сторон человек — это недостаточное условие. Вы сами пишете в ПА, что человек должен внести весомый вклад в развитие общества. Не могу зачесть такой аргумент, он неубедительный.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
См. К2. Вы соединили несколько фактов в огромный абзац, который трудно воспринимается. Это нарушение абзацного членения.
Нагибин исследует проблему на примере эпизода из жизни Юрия Гагарина, первого человека, полетевшего в космос. После первого в мире полета в космос Гагарин «стал нарасхват». |
Зачем повторять одно и то же?..
Развивая сюжет, автор демонстрирует нам другую сторону личности Юрия Гагарина. |
Почему эта сторона личности — другая? Где граница между одной и другой? Не могу понять...
Он должен привносить свой вклад в развитие общества и делать что-то для людей, приносить пользу и давать окружающим веру в себя. |
Три раза сказано, по сути, одно и то же. Вносить вклад = делать что-то для людей = приносить пользу
Душевность помогает создавать нечто новое и приносить пользу людям. |
Где об этом было сказано? Я не вижу таких фактов в тексте о Гагарине.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Однажды Юрию и его коллегам поручили некоторое задание, но создали неподходящие для работы условия в сурдокамере. |
Есть зависимые слова, НЕ с причастием пишется раздельно
«молодцвето» |
переписывайте аккуратно: молодцевато. Сочту за опечатку
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Развивая сюжет, автор демонстрирует нам другую сторону личности Юрия Гагарина. Например ЗПТ его честность. |
Вводное слово
Космонавтов спросили ЗПТ хорошо ли они себя чувствуют ЗПТ и все, кроме Юрия, как один «молодцвето» солгали, что у них превосходное самочувствие. |
Сложноподчиненное предложение
Следующее качество ТИРЕ это умение сохранить невозмутимый вид. |
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Единственное ЗПТ о чем мужчина думал ЗПТ – это как бы не расстелиться прямо здесь, на дорожке. |
Сложноподчиненное предложение
Один паренек, совсем несимпатичный и неуверенный в себе ЗПТ робко пытался задать вопрос, |
Закрывается определительный оборот
Гагарин прекратил эти издевки ЗПТ и позже парням и самим стало несмешно от своего поведения. |
Сложносочиненное предложение
Позже парень воображал ЗПТ как повторит подвиг Гагарина и его рука «не дрогнет, и разум не помутнеет». |
Сложноподчиненное предложение
Однако представить себя в лучах славы, следующей после подвига, ТИРЕ задача очень непростая. |
Подлежащее — инфинитив, сказуемое — сущ. в им. п., формально требуется тире.
Эти два примера дополняют друг друга, показывая ЗПТ какими качествами должен обладать известный человек. |
Сложноподчиненное предложение
Например, моя мама ТИРЕ очень духовно развитый человек. |
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Рассуждаем ЗПТ как надо поступать в той или иной ситуации. |
Сложноподчиненное предложение
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
давать им советы и вселять в них уверенность в себе и своих силах. |
уверенность в себя и свои силы?.. видимо, так
Развивая сюжет, автор демонстрирует нам другую сторону личности Юрия Гагарина. Например его честность. |
Неуместная парцелляция. Не разбивайте предложения в сочинении.
Однажды, когда Юрия пригласили во Внуковский аэродром |
НА аэродром
По приезду в летное училище... |
по приездЕ (8 задание ЕГЭ)
Мы часто обсуждаем книги и истории из жизни. Рассуждаем как надо поступать в той или иной ситуации. |
Неуместная парцелляция.
Только человек с душевной наполненностью может сопереживать и оказать помощь другому. |
Видо-временная несоотнесенность. Сопереживать (несов.) — оказать (сов.)
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Поддержав парня и воодушевив его своими рассказами, он вселил в это юношеское сердце уверенность в своих силах. |
Получается, у сердца есть свои силы...
Однако представить себя в лучах славы, следующей после подвига, задача очень непростая. |
Неудачный оборот. Недочет.
Человек «наполненный» не только трудолюбив и смел, но и человечен, добр, его внутренний мир полон красок и никакой страх не может закрыть двери этой прекрасной души от окружающих. |
Что такое человек наполненный? Хоть вы и взяли слово в кавычки, метафора выглядит странной и некорректной.
Повторы однокоренных слов.
Последняя часть предложения — снова некорректная метафора.
Эти два примера дополняют друг друга |
Два (оба) — друг друга — считается плеоназмом
Известный человек должен быть наполнен человеколюбием, упорством и другими подобными душевными качествами, а также иметь богатый внутренний мир. |
Лексическая несочетаемость: нельзя быть наполненным качествами.
Он должен привносить свой вклад в развитие общества и делать что-то для людей, приносить пользу и давать окружающим веру в себя. |
Однокоренные слова в близком контексте
Давать веру → вселять веру
Только человек с душевной наполненностью может сопереживать и оказать помощь другому. |
Лексическая несочетаемость, некорректный оборот, можно сказать: духовно богатый, великодушный
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Однажды, когда Юрия пригласили во Внуковский аэродром, отрапортоваться правительству, у космонавта развязался шнурок. |
Евгения, видимо, вы не знаете, что это был не просто «рапорт однажды», это был самый главный рапорт Хрущеву — торжественная встреча первого космонавта в Москве. Аккуратнее с фактами, можно случайно нарваться на фактическую ошибку.
Евгения, вы, безусловно, старались: правильно проанализировали текст, нашли правильные примеры, пояснили их, да и написано совсем неплохо. Но зачем писать так много?.. Вы относительно грамотно пишете, у вас может быть максимум по грамотности, но с таким большим сочинением это нереально. Да и ни к чему это. Требования ЕГЭ таковы, что раскрыть тему адекватно можно в 200−250 словах. Сократите текст в 3 раза. Не надо так подробно пересказывать сюжет! И не надо перечислять ВСЕ качества выдающейся личности, которые упомянуты в тексте. Выберите два. У вас хорошо развита речь, зачем рисковать обнулением К10?.. Пример с матерью неубедительный, надеюсь, вам понятно.
Удачи!