Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Возраст и чувства
-
Текст: Е. М. Богат. О чувствах(1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
(4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
(6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
— (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
(10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
(11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
— (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
(13)Я поблагодарил, обещал быть.
— (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
(15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
(19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
(20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
— (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
(26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
— (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
(28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
— (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
— (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
(31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
(33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
(36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
(По Е. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.
В поисках примера, доказывающего позицию автора, обратимся к следующему отрывку: "Но учтите, -нахмурилась она театрально, -общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет! "Три тысячи лет", - думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. Меня это, положа руку на сердце, тревожило. Что испытаю в обществе этих старух?". Таким образом, автор подчеркивает, что возраст является ощутимой преградой для чувств, по крайней мере именно это читается в процитированных выше строчках.
Далее, хотелось бы обратить внимание на фрагмент, который находится уже в конце произведения: "И вдруг я почувствовал, что в этом зале со столом, установленным скромным угощением, нет старости. Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело". Данный пример убедительно доказывает нам, что возраст - это всего лишь цифра.
Противопоставляя оба этих примера, мы можем заметить, что и чувства бывают обманчивы, но самое главное остается неизменным. Обратим внимание на то, что герой понял это лишь в тот момент, когда оказался непосредственно в том месте, куда его пригласили.
Автор считает, что возраст - это то, что уж точно не может повлиять на чувства.
Я разделяю позицию автора. И ведь правда, человечество не раз подтверждало, что возраст - это всего лишь цифра и чувства никак не могут быть с ним связаны. Известный по всему миру ученый, осуществляющий свою деятельность в рамках науки, говорил так: "Я не представляю что в головах у людей пытающихся исказить свои эмоции, но при этом осознающих, что им ничего не мешает этого не делать". Я процитировал фрагмент выступления Жака Фреско, которое состоялось в поддержку пожилых людей.
Здравствуйте, Остап!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Примеры указаны и пояснены
Из ваших примеров непонятно, что, где и с кем происходит. Кто такая она?.. Кто такой я? Это неправильное построение комментария. Учитываю в К5 (логика), но могут быть сняты баллы по К2.
Таким образом, автор подчеркивает, что возраст является ощутимой преградой для чувств, по крайней мере именно это читается в процитированных выше строчках. |
Нет, не совсем так. Это рассказчик так думал! Это было его заблуждение. Риск незачета примера.
Взаимосвязь между примерами проанализирована, но сумбурно. Учитываю по К5.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Автор считает, что возраст - это то, что уж точно не может повлиять на чувства. |
Лучше: Автор считает, что возраст никак не влияет на чувства.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Я разделяю позицию автора. И ведь правда, человечество не раз подтверждало, что возраст - это всего лишь цифра и чувства никак не могут быть с ним связаны. Известный по всему миру ученый, осуществляющий свою деятельность в рамках науки, говорил так: "Я не представляю что в головах у людей пытающихся исказить свои эмоции, но при этом осознающих, что им ничего не мешает этого не делать". Я процитировал фрагмент выступления Жака Фреско, которое состоялось в поддержку пожилых людей. |
Извините, я не понимаю, как ваша цитата подтверждает приведенный тезис, что возраст — цифра. Кто искажает эмоции? Какие эмоции? Даже с уточнением, что речь в поддержку пожилых людей, не становится понятнее.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
См. К2.
Противопоставляя оба этих примера, мы можем заметить, что и чувства бывают обманчивы, но самое главное остается неизменным. Обратим внимание на то, что герой понял это лишь в тот момент, когда оказался непосредственно в том месте, куда его пригласили. |
Чьи чувства обманчивы?.. Что это — главное? Куда пригласили героя? Непонятно ничего.
Данный пример убедительно доказывает нам, что возраст - это всего лишь цифра. |
И ведь правда, человечество не раз подтверждало, что возраст - это всего лишь цифра |
Не повторяйте суждения.
Почему в своем аргументе у вас вначале ученые без имени и только в конце вы его называете? Это нелогично.
В сочинении нет вывода.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
"Влияет ли возраст на чувства?" - именно этот вопрос находится в центре внимания Евгения Михайловича. |
Не нужно оформлять проблемный вопрос как прямую речь. Корректно:
Влияет ли возраст на чувства? Именно этот вопрос находится в центре внимания Евгения Михайловича.
В поисках примера, доказывающего позицию автора, обратимся к следующему отрывку: "Но учтите, -нахмурилась она театрально, -общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет! "Три тысячи лет", - думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. Меня это, положа руку на сердце, тревожило. Что испытаю в обществе этих старух?". |
Будьте внимательны, приводят в пример цитаты с диалогами / прямой речью. У вас все в строчку, пропущено первое тире при диалоге. Сложный фрагмент для цитирования, я бы его пересказала. В конце точка не нужна.
Таким образом, автор подчеркивает, что возраст является ощутимой преградой для чувств, по крайней мере ЗПТ именно это читается в процитированных выше строчках. |
Вводное сочетание.
Я не представляю ЗПТ что в головах у людей ЗПТ пытающихся исказить свои эмоции, но при этом осознающих, что им ничего не мешает этого не делать |
Сложноподчиненное предложение, затем причастный оборот.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
И вдруг я почувствовал, что в этом зале со столом, установленным скромным угощением, нет старости. |
Списывайте аккуратнее, это речевая ошибка. А может быть и фактическая.
Противопоставляя оба этих примера, мы можем заметить |
В такой конструкции предполагается, что оба примера противопоставлены чему-то еще. Корректно: Примеры противопоставлены (друг другу) / Первый пример противопоставлен второму.
Известный по всему миру ученый, осуществляющий свою деятельность в рамках науки, |
Речевая избыточность и не несущая информации фраза: все ученые осуществляют такую деятельность.
Я процитировал фрагмент выступления Жака Фреско, которое состоялось в поддержку пожилых людей. |
состоялось в поддержку — неудачно. Я процитировал фрагмент выступления Жака Фреско в поддержку пожилых людей.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
"Влияет ли возраст на чувства?" - именно этот вопрос находится в центре внимания Евгения Михайловича. |
Не называем автора по имени-отчеству без фамилии! Это неэтично. Так называют только знакомых лично и то при непосредственном общении.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Далее, хотелось бы обратить внимание на фрагмент, который находится уже в конце произведения |
Не называйте текст для ЕГЭ произведением. Это не соответствует действительности. Это не рассказ, не статья, вы вообще точно не знаете, откуда взят этот отрывок. Это просто текст — и всё.
Остап, вы пишете крайне сумбурно. Надо составлять комментарий таким образом, чтобы не читавший текст человек понял абсолютно все. Ориентируйтесь на такого читателя. Я мало что поняла, хотя текст читала! Выражайтесь яснее. Ваше рассуждение не выглядит логичным. Постарайтесь учесть это на ЕГЭ.
Удачи!