Запомни!
проблема героизма
-
Текст: (1)Одна в тёмном нетопленом доме, Ольга(1)Одна в тёмном нетопленом доме, Ольга Ивановна, как обычно, коротала бесконечно длинную декабрьскую ночь на турецком диване в мастерской, завернувшись в старый вытертый плед. (2)Перед рассветом она забылась, и вдруг её разбудила стрельба под окном. (3)Когда рассвело, Ольга Ивановна, дрожа от холода и страха, выглянула из дома. (4)Буря вырвала из её рук трясущуюся дверь и распахнула настежь.
(5)Штормовой прибой волок по обледеневшему берегу разбитую десантную шлюпку.
(6)Множество тяжёлых следов, пробивших ледяную корку пляжа, виднелось на изуродованном веке. (7)Следы вели в сад и дальше. (8)Но в саду уже никого не было. (9)Лишь поломанные кусты тамариска показывали направление, в котором действовал десант. (10)Теперь уже бой шёл в деревне, откуда моряки выбивали немецкий гарнизон.
(11)В саду свистели шальные пули. (12)Шторм неистовствовал. (13)Горы стонали. (14)Это зрел дальний город. (15)Норд-ост приносил оттуда грохот взрывов, потрясавших окрестности.
(16)Ольга Ивановна бросилась обратно в дом, с трудом заперла за собой дверь, прислушиваясь к звукам боя, которые то приближались, то удалялись, то надолго смолкали, то вдруг начинались с новой силой. (17)А шторм продолжал бушевать ещё злее. (18)Брызги, замерзая на рту, как крупная дробь, секли стены дома и выбивали стёкла.
(19)На вторую или третью ночь Ольга Ивановна вдруг почувствовала, что в ходе боя произошёл какой-то зловещий перелом: с гор по деревне ударили немецкие пулемёты, а затем ручные гранаты стали рваться в саду. (20)И всё повторилось, как в первую ночь, но только в обратном порядке. (21)Когда автоматы застрочили на пляже, Ольга Ивановна поняла, что моряки отступают. (22)Видимо, их осталось совсем мало. (23)Их огонь становился всё слабее и реже.
(24)Внезапно раздался резкий стук в дверь. (25)Стучали прикладом. (26)Тогда она, повинуясь непреодолимому чувству, более сильному, чем страх, открыла наружную дверь и увидела моряка в расстёгнутом бушлате. (27)Вдруг он пошатнулся, но сделал усилие, удержался на ногах и, еле шевеля побелевшими губами, проговорил:
- Надо перевязаться.
(28)Он был ранен в грудь навылет, под левую ключицу. (29)Пуля пробила плечевой сустав. (30)Помятая осколками каска свалилась с его стриженной под машинку головы, и на лбу блестел холодный пот, хотя всё его по-юношески худощавое тело дрожало и пылало, как печка.
(31)Но едва Ольга Ивановна окончила перевязку, он вскочил на ноги. (32)Моряк левой рукой поправил на втянутом животе пряжку с якорем и подобрал с пола автомат.
(33)—Всех побили, один я остался, — сказал он голосом, осипшим от боли. (34)—У вас тут музей, что же вы меня не предупредили? (35)А я было тут огневую точку наметил.
(36)Могли бы в бою что-нибудь покарябать. (37)Извините. (38)Пойду.
(39)И он пошёл, с трудом передвигая ноги в резиновых сапогах. (40)В дверях он остановился, словно в последний раз в жизни желая посмотреть на мир, из которого уходил.
(41)Ольга Ивановна бросилась к нему, стала уговаривать остаться. (42)Она хотела его спасти. (43)Она обещала спрятать его в погреб, выходить, вылечить, выкормить. (44)Она клялась, что никто ничего не узнает. (45)Она шептала, что идти «туда» бесполезно, что всё уже кончено и он только напрасно погибнет. (46)Наконец, она требовала как врач, чтобы он остался.
(47)Моряк осторожно освободился от её объятий, поправил левой рукой каску. (48)С неодобрительной, строгой и вместе с тем насмешливо-ласковой улыбкой он сказал:
- Эх, мамаша, разве от войны спрячешься? (49)Нам это не положено.
(50)3атем он вышел из дома — она слышала его тяжёлые шаги в резиновых сапогах по звенящей гальке, — лёг за пулемёт только что убитого товарища, исправил перекос ленты и через несколько минут сам был убит — последний из двадцати пяти моряков десанта.
...(51)Рассказывая это, Ольга Ивановна смотрела на меня широко открытыми синими глазами, из которых катились слёзы. (52)Под нами с шорохом раскачивались ветви розовой акации, покрытые одновременно и цветами, и витыми стручками семян. (53)На дорожке звенела галька под ногами бегающих детей. (54)Раздавались редкие удары теннисного мяча.
(55)Покрытый пылью автобус вёз курортников с пляжа.
...(56)Памятник погибшим морякам представляет собой обычного типа цементный обелиск. (57)Он окружён якорной цепью, повешенной между четырьмя корпусами мин, распиленных пополам. (58)На обелиске, стоящем на берегу моря, надпись: «Вечная слава героям — 25-ти морякам Ч.Ф., павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины.
(59)К подножию этого памятника вечной славы свободные и независимые люди приносят пучки бессмертников или же венки, свитые из колосьев пшеницы, веток душистой полыни, дикой мальвы.
(По В.П. Катаеву*)
*Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский прозаик, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, Валентин Петрович Катаев повествует о солдате, который постучался в дом к женщине, и "еле шевеля побелевшими губами" просил сделать перевязку. Ольга Ивановна закончила перебинтовать огнестрельное ранение и стала уговаривать молодого человека остаться, но даже осознавая, что шансов на победу нет, так как он был единственным, кто остался в живых, боец "вскочил на ноги" и сказал женщине: "Эх, мамаша, разве от войны спрячешься? Нам это не положено". Становится очевидно: настоящий защитник родины будет противостоять сопернику, претерпевая боль.
Далее автор пишет о скоропостижной гибели солдата после выхода из дома женщины: "… и через несколько минут сам был убит". Читатель понимает: борясь за свободу Отечества, защитник готов отдать жизнь за спасение родной земли.
Примеры связаны как причина и следствие. В первой ситуации автор иллюстрирует, как солдат, превозмогая боль, идёт в бой, а второй эпизод показывает, что его стремления стоять за Отечество в одиночку приводят к гибели. Так писатель указывает, что преданный стране воин думает о судьбе родного государства больше, чем о собственной жизни.
Позиция В. П. Катаева такова: настоящий защитник Отечества отдает все силы на спасение земли предков и готов умереть за неё.
Я согласна с автором. Действительно, солдат, отстаивающий край, где родился, отличается самоотверженностью и бесстрашием. Например, мой дедушка во время Великой Отечественной войны совершил подвиг и отдал жизнь ради спасения страны.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что настоящим защитником Родины можно назвать того, кто отважно отстаивает честь государства и противостоит сопернику до последнего вздоха.
Здравствуйте, Анна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
В первой ситуации автор иллюстрирует, как солдат, превозмогая боль, идёт в бой, а второй эпизод показывает, что его стремления стоять за Отечество в одиночку приводят к гибели. |
Советую вам более конкретно проанализировать связь, включив логические маркеры, чтобы она была более очевидна: солдат самоотверженно защищает Родины, поэтому готов отдать даже свою жизнь ради Победы.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, Валентин Петрович Катаев повествует о солдате, который постучался в дом к женщине, и "еле шевеля побелевшими губами" просил сделать перевязку. |
В начале сочинения вкратце расскажите о сюжете, что происходит. У вас сразу солдат, а что за война, непонятно. Риск снятия баллов.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Валентин Петрович Катаев повествует о солдате, который постучался в дом к женщине, и ЗПТ "еле шевеля побелевшими губами" просил сделать перевязку. |
Вспоминайте правила, вам они пригодятся при выполнении пунктуационных заданий. Который постучался и просил сделать — И стоит между однородными подлежащими, запятая не нужна, выделяется лишь деепричастный оборот.
Ольга Ивановна закончила перебинтовать огнестрельное ранение и стала уговаривать молодого человека остаться, но ЗПТ даже осознавая, что шансов на победу нет, так как он был единственным, кто остался в живых, боец "вскочил на ноги" и сказал женщине |
Тут тоже граница деепричастного оборота, будьте внимательны на стыке союза и оборотов.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ольга Ивановна закончила перебинтовать огнестрельное ранение и стала уговаривать молодого человека остаться |
Не ранение бинтуют, а рану. +
Далее автор пишет о скоропостижной гибели солдата |
Слово скоропостижный обычно сочетается со словом смерть, так как смерть может быть вполне предсказуемой и ожидаемой. Гибель — она всегда несвоевременна, так что это слово тут неуместно.+
В первой ситуации автор иллюстрирует |
Это не синоним для слов рассказывает, описывает. +
его стремления стоять за Отечество в одиночку приводят к гибели |
Неудачное выражение
Позиция В. П. Катаева такова: настоящий защитник Отечества отдает все силы на спасение земли предков и готов умереть за неё. |
Вы переусердствовали с синонимами, это сочетание уже выглядит неуместным, уберите в первом случае отечество... родное государство в предыдущем предложении тоже было не очень хорошо... Прежде чем сочинять синонимы, подумайте, может, слово вообще можно исключить. Ключевые слова повторять можно.
Действительно, солдат, отстаивающий край, где родился |
отстаивающий край — снова неудачно
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Анна, сочинение хорошее, грамотное. Понимаю, что вас застращали лексическими повторами, но не переусердствуйте! Все чаще замечаю, что, стремясь избежать повторов, выпускники совершают другие ошибки. Для отечества есть несколько нормальных синонимов, их достаточно. Иногда лучше оставить повтор, так как он выглядит органично, чем заменять на что-то несуразное. Повторите правила пунктуации на границе союза и обособленных оборотов, как правило, она там ставится.
Удачи!