Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
проблема доброжелательного отношения к окружающим
-
Текст: (1)Для того чтобы общение с людьми не бы(1)Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним.
(2)Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. (3)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же с людьми.
(5)Не чувствуешь любви к людям — сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви — ив один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.
(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; моё же дело — делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю.
(9)Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им следующие слова: «Ведь вы не затем живёте, чтобы понять нелепость жизни, осудить её, посердиться и умереть. (10)Не может этого быть. (И)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите.
(12)Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его».
(13)Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.
(16)Для того чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нём дурного, а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нём дурного, не допускать в свою душу чувства недоброжелательства даже в мыслях.
(17)Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны? (18)Он не виноват, что вид его ран неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам.
(20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а, напротив, постараться разумным и добрым обхождением, без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть.
(23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)0ни всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. (25)Такие люди бывают очень неприятны. (26)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.
(По Л. Н. Толстому*)
* Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — всемирно известный русский писатель, мыслитель и просветитель.
Для того чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор рассуждает о том, что обращаться с людьми без любви так же опасно, как с пчелами без осторожности. Это говорит о том, что, когда человек не чувствует любви к людям, он не способен выстроить с ними хорошие взаимоотношения. Недоброжелательное общение станет страданием для обеих сторон. Нужно либо научиться относиться к окружающим с любовью, либо вовсе не взаимодействовать с людьми, а заниматься только собой.
Как следует относиться к чужим порокам? Отвечая на этот вопрос, автор приводит в пример человека с гнойными ранами: он не виноват в том, что выглядит неприятно, и никто не будет сердиться на него за это. Так же нужно относиться к чужим порокам. Этим автор показывает, что не следует говорить и думать об окружающих ничего дурного. Человек не виноват в том, что в нем есть недостатки, и бесполезно пытаться устранить их раздражением. Гораздо лучше относиться к чужим порокам с пониманием и жалостью. Только добрым отношением можно пробудить в человеке совесть.
Второй пример является дополнением для первого. Первый показывает, что для общения с людьми необходимо чувствовать любовь к ним, а второй - что нельзя допускать недоброжелательства к человеку, даже если у него есть пороки. Такая взаимосвязь примеров помогает читателю прийти к главной мысли теста: нельзя обращаться с людьми без любви к ним и позволять себе думать или говорить о них что-либо дурное.
Позиция автора ясна. Л.Н.Толстой считает, что только чувством доброжелательства можно устранить человеческие пороки, поэтому относиться к окружающим следует с любовью и пониманием, а не с раздражением и ненавистью.
Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, разумные люди делают для других то, чего хотели бы для себя. Осуждать можно качества и поступки человека, а к нему самому нужно относиться с любовью. Свою позицию я готова подтвердить примером из литературы. В романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" герой Иешуа Га Ноцри поразил Понтия Пилата своим отношением к окружающим. Он каждого называл "добрый человек" и всех людей любил одинаково, независимо от того, какие поступки они совершали.
Прочитанный текст побудил меня задуматься о том, что каждый человек заслуживает доброжелательного отношения к нему.
Здравствуйте, Диана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Я бы посоветовала усилить анализ связи «дополнение». Вы просто пересказали два примера (первый показывает то, а второй то), я не вижу анализа связи, если честно. Любые примеры можно пересказать таким образом, это значит, все они будут дополняться?.. Это рискованная ситуация. Почти во всех примерах можно найти нечто, кроме дополнения. И тогда связь будет выглядеть убедительнее.
Второй пример конкретизирует первый: относиться к окружающим надо с любовью и доброжелательством, в том числе и к порочным людям. В этом и проявляется истинное великодушие.
Примеры связаны указанием на условие: если относиться к окружающим с любовью, то и недоброжелательства к ним испытывать не будешь, даже в том случае, если у человека есть пороки.
С дополнением не очень убедительно. Засчитываю с натяжкой, но снимаю балл за логику.
Л.Н.Толстой считает, что только чувством доброжелательства можно устранить человеческие пороки, поэтому относиться к окружающим следует с любовью и пониманием, а не с раздражением и ненавистью. |
Обратите внимание на причинно-следственную связь в позиции автора! Вы сами же формулируете ее.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
См. К2
Такая взаимосвязь примеров помогает читателю прийти к главной мысли теста: нельзя обращаться с людьми без любви к ним и позволять себе думать или говорить о них что-либо дурное. |
Вы формулируете главную мысль текста, но следом идет позиция автора, это тоже главная мысль! И вы неизбежно будете повторяться. Не советую так завершать анализ связи.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
Отвечая на этот вопрос, автор приводит в пример человека с гнойными ранами |
Диана, забудьте это сочетание, оно редко уместно. Привести в пример → показать в качестве идеала, образца, это устойчивое сочетание. Корректно: приводит в качестве примера, а можно и вовсе без примеров: автор проводит аналогию с больным человеком.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Иешуа Га Ноцри |
Га-Ноцри — насколько я знаю, за дефис балл не снижается, но всех героев надо писать правильно, искажение даже одной буквы может повлечь обнуление К12.
Диана, вы написали хорошую работу, вы хорошо владеете письменной речью и пишете грамотно. Полагаю, вы не вполне уверенно анализируете связь, попробуйте выделять тезисы примеров и увязывать их в одно предложение с помощью средств связи. В зависимости от выбранного союза, наречия, вводного слова определяйте тип связи. Увязать одни и те же примеры можно разными способами, и дополнение — самый проигрышный из всех, потому что его сложнее проанализировать. Учтите это.
Удачи на ЕГЭ!