Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Проблема Родины
-
Текст: (1)Когда при Берге произносили слово «Ро(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.
— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на первую часть текста, где говорится о том, что Берг не знал что такое Родина, "не понимал, что это значит", "не чувствовал привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городу, где родился", где также приводится укор Берга со стороны его друзей: "Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!". И говорится о том, что "он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясности". Автор обращает внимание читателя на то, что Берг, не чувствуя глубоких чувств к Родине, не мог найти "стиль своего времени". Это выражается фразами его друзей, где их голосами как бы говорит автор.
Далее рассмотрим предложения 22-29, где главный герой, сам того не понимая, осознает что такое Родина, а дальше описывается то, как Берг, проснувшись и увидев прекрасный вид, написал свой первый пейзаж, который затем отправил на выставку. Также необходимо отметить завершающие текст слова: "Берг знал, что теперь связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. Во сто крат более прекрасной чем раньше". Анализируя эти примеры, стоит сказать, что Берг, осознав значение Родины, увидел её красоту и запечатлел её на холсте, который далее с гордостью выставил. Его жизнь стала светлее.
Примеры противопоставлены друг другу: "умная" жизнь Берга без Родины в сердце обрела новые краски с осознанием её важности.
Позиция автора ясна. Константин Георгиевич Паустовский считает, что с осмыслением роли Родины жизнь человека становится более яркой и счастливой, а сам человек - более продуктивным.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что человек, знающий всю красоту Родины, просто становится лучше. Например, мой хороший знакомый Женя: как-то посмотрев фильм про Родину, он начал размышлять о Родине и понимать, как сильно он её любит, и поэтому загорелся тем, чтобы стать чиновником и развивать свой край. Он стал лучше учиться и захотел получить юридическое образование.
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой Константином Георгиевичем, и осознают роль Родины именно в их жизни.
Здравствуйте, Александр!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
В предложенном для анализа тексте Константин Георгиевич Паустовский размышляет о важности роли Родины в жизни человека. |
Речевая избыточность. О важности Родины либо о роли Родины. Учитывается по К10.
K2 - Комментарий: + 0 баллов
"Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!". И говорится о том, что "он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясности". Автор обращает внимание читателя на то, что Берг, не чувствуя глубоких чувств к Родине, не мог найти "стиль своего времени". Это выражается фразами его друзей, где их голосами как бы говорит автор. |
Пояснения в этом примере нет. Вы просто повторяете все то, что сказано раньше, даже приводя ту же цитату и упоминая друзей. В пояснении не должно быть цитат.
Во втором примере я вовсе не нахожу пояснения.
Анализ связи при незачете примеров не оценивается.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
"умная" жизнь Берга без Родины в сердце обрела новые краски с осознанием её важности. |
Что такое умная жизнь, пусть и в кавычках? Непонятно, что вы имеете в виду.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что человек, знающий всю красоту Родины, просто становится лучше. Например, мой хороший знакомый Женя: как-то посмотрев фильм про Родину, он начал размышлять о Родине и понимать, как сильно он её любит, и поэтому загорелся тем, чтобы стать чиновником и развивать свой край. Он стал лучше учиться и захотел получить юридическое образование. |
Пример выглядит неубедительным. У вас в тезисе говорится про красоту Родины. В примере с Женей про красоту нет ни слова. Как Женя «познал» красоту Родины, посмотрев фильм?
Далее рассмотрим предложения 22-29, где главный герой, сам того не понимая, осознает что такое Родина, а дальше описывается то, как Берг, проснувшись и увидев прекрасный вид, написал свой первый пейзаж, который затем отправил на выставку. <...> Анализируя эти примеры, стоит сказать, что Берг, осознав значение Родины, увидел её красоту и запечатлел её на холсте, который далее с гордостью выставил. Его жизнь стала светлее. |
Полный повтор мыслей.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на первую часть текста, где говорится о том, что Берг не знал ЗПТ что такое Родина |
Сложноподчиненное предложение.
Далее рассмотрим предложения 22-29, где главный герой, сам того не понимая, осознает ЗПТ что такое Родина, а дальше описывается то, как Берг, проснувшись и увидев прекрасный вид, написал свой первый пейзаж, который затем отправил на выставку. |
Сложноподчиненное предложение.
Не надо накручивать столько придаточных и обособленных оборотов, вы в них путаетесь, путается и читатель.
Например, мой хороший знакомый Женя: как-то посмотрев фильм про Родину, он начал размышлять о Родине и понимать, как сильно он её любит, и поэтому загорелся тем, чтобы стать чиновником и развивать свой край. |
Неоправданная постановка двоеточия, предложение не вполне корректно построено. Снова вы не справляетесь со сложными синтаксическими конструкциями.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на первую часть текста, где говорится о том, что Берг не знал что такое Родина, "не понимал, что это значит", "не чувствовал привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городу, где родился", где также приводится укор Берга со стороны его друзей: "Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!". И говорится о том, что "он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясности". |
Укор кому? Бергу
Последнее где к чему относится? к городу? явно нет, к тексту, скорее всего. Нарушение построения сложного предложения.
Слишком длинное предложение, вы сами в нем запутались. Почувствовав это, вы обрываете его резко и начинаете следующее. Эта парцелляция, неоправданный разрыв предложений, засчитывается за грамматическую ошибку.
Например, мой хороший знакомый Женя: как-то посмотрев фильм про Родину, он начал размышлять о Родине и понимать, как сильно он её любит, и поэтому загорелся тем, чтобы стать чиновником и развивать свой край. |
Ошибка в построении сложного предложения
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
где также приводится укор Берга со стороны его друзей: |
Лексическая несочетаемость: нельзя сказать, что укор приводится (в тексте).
не чувствуя глубоких чувств к Родине |
Тавтология.
а дальше описывается то, как Берг, проснувшись и увидев прекрасный вид, написал свой первый пейзаж, который затем отправил на выставку. |
Тавтология.
"умная" жизнь Берга без Родины в сердце обрела новые краски с осознанием её важности. |
Фраза некорректна. Жизнь БЕЗ Родины обрела новые краски. То есть и далее тоже речь идет о жизни БЕЗ родины.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что человек, знающий всю красоту Родины, просто становится лучше. |
Знающий не сочетается с красотой.
Например, мой хороший знакомый Женя: как-то посмотрев фильм про Родину, он начал размышлять о Родине и понимать, как сильно он её любит, и поэтому загорелся тем, чтобы стать чиновником и развивать свой край. |
Повтор слов.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Александр, у вас есть проблемы с сочинением. Вы пишете много слов и цитат, но не вполне понимаете, что такое пояснения к примеру. Это ваш анализ примера, не содержащий ни уже упомянутых фактов, ни новых фактов и далеко идущих выводов. Сократите раза в два комментарий, но сделайте его логичным, с четкой структурой. Предложения у вас неоправданно громоздкие. Они затрудняют восприятие текста, кроме того, в них много ошибок. Речевые ошибки — еще одна ваша серьезная проблема. Старайтесь писать проще, следите за повторами, поучитесь редактировать сочинения.
Удачи!