Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема страха

  • Текст: (1)Недавно я прочитал интереснейшую стат
    (1)Недавно я прочитал интереснейшую статью про одну американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. (2)То есть вообще ноль целых ноль десятых. (3)Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.

    (4)Причина бесстрашия нашей американки была сугубо медицинская. (5)В мозгу есть миндалевидный закуточек, который называется амигдала. (6)Именно он отвечает за формирование страха.

    (7)При редкой болезни случается совсем уже редкое осложнение, в результате которого амигдала атрофируется. (8)Именно это с несчастной (или, наоборот, счастливой?) американкой и произошло.

    (9)Иногда такой опыт ставят над животными. (10)Удалят мыши амигдалу, и она начинает наскакивать на кошку.

    (11)А древние инки, как я где-то читал, владели начатками нейрохирургии и умели делать воинам в голове дырку, от которой те становились неустрашимыми.

    (12)Пытаюсь представить себе, каково это – жить вообще без страхов. (13)Хотел бы я так или нет?

    (14)Первый порыв, конечно, ответить: да, очень хотел бы!

    (15)Страх – ужасно противное чувство.

    (16)У Толстого замечательно описано, как Николай Ростов празднует труса, убегая от французов: «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. (17)Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине». (18)Должно быть, поручик Толстой знал это состояние не понаслышке – оно впечатляюще описано и в «Севастопольских рассказах».

    (19)А сколько недостойных поступков и подлостей совершается от страха, сколько ломается судеб.

    (20)Нет, решено. (21)Удалите мне амигдалу, пожалуйста. (22)Хочу ничего не бояться. (23)Вообще ничего. (24)Как пел Высоцкий: «Я не люблю себя, когда я трушу».

    (25)С другой стороны… (26)Всем наверняка в жизни приходилось делать что-то через страх.

    (27)У меня одно из ранних воспоминаний, как мы во дворе зачем-то затеяли прыгать с крыши гаража. (28)Мне было, наверное, лет шесть-семь. (29)Как обычно, нашелся кто-то бесшабашный, а за ним полезли остальные, и я в том числе. (30)Сверху вниз посмотрел – ужас, оцепенение. (31)Особенно когда мой приятель, более смелый, чем я, прыгнул, подвернул ногу и завопил от боли. (32)А я – следующий. (33)Снизу девочки смотрят (они умнее нас — не полезли). (34)Прыгнул, конечно. (35)Куда деваться? (36)И впервые в жизни испытал чувство победы – самой драгоценной из побед, победы над собой. (37)Может, не такая уж это была глупость – прыгать с крыши гаража.

    (38) Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает инстинкт самосохранения. (39)Но страх необходим и для развития личности. (40)Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41)Смелость – это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. (42)Трусость – наоборот. (43)Когда амигдала побеждает тебя.

    (44)Страх очень извивист и живуч. (45)Справишься с одним — обязательно вылупится новый. (46)При этом в каждом возрасте свои страхи.

    (47)Ну а у человека моей профессии есть свой специфический страх. (48)Я много раз слышал от коллег-писателей, находящихся в творческом кризисе, боязливые речи, что волшебное состояние полета никогда больше не вернется. (49)Допустим, у меня несколько иная писательская специальность – я беллетрист. (50)Мне полеты ни к чему, я строю архитектурные конструкции, снизу вверх – так высоко, как умею. (51)Но и это занятие страшноватое. (52)Невозможно написать живую книгу, если не вибрируешь от страха, что у тебя ни черта не получится. (53)Даже если это просто детектив. (54)И что бы я был без этого страха?

    (55)Нет, хочу бояться и радоваться победе над страхом.

    (56)Не троньте мою амигдалу.

    (по Б. Акунину*)

    * Борис Акунин — русский писатель, литературовед, переводчик, общественный деятель.
04.04.2024 20:50:05
Автор: Алина Лыкова

Что значит "победить свой страх"? Этой проблеме посвящён текст Б. Акунина.
Автор вспоминает одну из детских затей, во время которой он впервые столкнулся с настоящим испугом, парализующим всё тело: инстинкт самосохранения останавливал героя-рассказчика перед прыжком с крыши гаража. После выполнения столь опасного трюка, мальчик испытал "чувство победы  – самой драгоценной из побед, победы над собой". В юные годы  кажется, что преодолеть страх - значит побороть оцепенение, превозмочь что-то, существующее на физиологическом уровне.
Повзрослевший герой-рассказчик признаётся: у него есть боязнь провала при работе над литературными сочинениями, и, будучи творцом, подобным переживаниям, душевным терзаниям и волнению персонаж придаёт особое значение, по его мнению, это путь к созданию " живой книги". Победа над страхом в более осознанном возрасте - не только умение продолжать действовать, испытывая стресс, но и способность извлекать из этого неприятного ощущения пользу, воспринимать негативные эмоции как вызов, способ саморазвития.
Примеры сопоставлены: первый посвящён победе над страхом в детстве, а второй- борьбе с этим чувством в годы зрелости. Такая связь помогает автору показать разницу в восприятии факта преодоления себя.
Позиция создателя текста такова: человек может справиться с боязнью чего-то, если он в силах превзойти то, как устроен. С возрастом меняются страхи, постоянно возникают новые, потому в разные периоды жизни процесс их преодоления отличается: сначала это просто попытки не повиноваться инстинктам, а потом - переосмысление негативных эмоций и их использование в целях саморазвития.
С автором трудно не согласиться: превзойти естественный испуг в критической ситуации - это настоящий подвиг, требующий силы воли, решимости и твёрдости, так как необходимо "сражаться" со своим подсознанием. В произведении Дж. Олдриджа "Последний дюйм" мальчик Дэви должен был посадить самолёт вместо раненного акулой отца, для чего  ребёнку пришлось задействовать все свои силы, волю и смелость.  Несмотря на отсутствие опыта и помощи со стороны, юный пилот смог сконцентрироваться и приземлиться без последствий для воздушного судна. Дэви не покорился первичной реакции на пугающую экстренную ситуацию, не впал в отчаяние, а его собранное поведение - прекрасная иллюстрация победы над страхом.
Подводя итог сказанному, я хочу сказать: чтобы побороть себя, нужно обладать мужеством, лишь оно позволяет нам действовать дальше, превозмогая любые пугающие обстоятельства и мысли.
Количество слов - 340

Здравствуйте, Алина!

Спасибо вам за такую красивую, глубокую работу! С удовольствием прочитала ваше сочинение.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция создателя текста такова: человек может справиться с боязнью чего-то, если он в силах превзойти то, как устроен.

Не очень понятна эта мысль. В тексте эта тема лучше раскрывается, но «устройство человека» в вашем сочинении не отражено. Учитывайте это, смотрите на сочинение как на самодостаточный текст, в котором должно быть все понятно без первоисточника.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

K6 - Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

После выполнения столь опасного трюка, мальчик испытал "чувство победы  – самой драгоценной из побед, победы над собой".

У вас единственная пунктуационная ошибка — это необособленное обстоятельство. Обстоятельства обособляются, если они выражены деепричастным оборотом, оборотом с предлогом несмотря на, а также уточняющие. Другие обстоятельства не обособляйте.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

инстинкт самосохранения останавливал героя-рассказчика перед прыжком с крыши гаража

Здесь мы можем понять двояко: останавливал в буквальном смысле («прекратить движение») и останавливал в более абстрактном значении («удержать кого-л. от какого-л. действия, поступка, намерения сделать что-л.»). В первом значении, безусловно, можно употреблять предлог «перед», а во втором значении он употребляется в основном в предложениях с отрицанием: не остановиться перед опасностью, не остановиться ни перед чем. Без отрицания вряд ли употребление какого-то предлога будет корректно.

Но баллы сохраняю, так как буквальное прочтение возможно.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Автор вспоминает одну из детских затей, во время которой он впервые столкнулся с настоящим испугом...

Нахожу сочетание сомнительным: во время затеи он впервые столкнулся... Вообще, затея во втором значении — «развлечение», теоретически такую замену мы можем произвести, но что-то меня в этой фразе коробит. Не учитываю как ошибку.

Подводя итог сказанному, я хочу сказать:

Повтор однокоренных слов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Алина, вы прекрасно владеете навыками анализа текста и письменной речью, вы постарались избавиться от повторов, и сделали это талантливо (только в конце пропустили). Не могу не отметить дельные пояснения, логичный и убедительный анализ связи, прекрасный собственный аргумент. Жаль потери балла за пунктуацию, можно посоветовать вам писать чуть короче: грамотность у вас на высоте, но в такой большой (тем более рукописной) работе в условиях экзамена есть риск пропустить какие-то ошибки.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку