Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Есть ли на войне место милосердию по отношению к врагу?

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


02.04.2024 22:28:37
Автор: Дмитрий Никитин

Есть ли на войне место милосердию по отношению к врагу?

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, Ю. В. Бондарёв пишет о том, как красноармейцы проводили допрос пленного немецкого солдата, который отказывался говорить. Один из красноармейцев, Гранатуров, потерявший в Смоленске отец и мать, рассвирепел от безрезультативности допроса и собрался сам “поговорить” с пленным. Такое же желание возникло и у другого бойца - Меженина, солдат заполнила жажда мщения. Становится очевидно, что людям, прошедшим через тяжести войны, не всегда удаётся сохранить самообладание.  

Далее автор пишет о том, как Меженина и Гранатурова от акта мести остановил другой боец - Княжко, который “оттолкнул Меженина локтем и, бледнея”, встал между Гранатуровым и пленным немецким солдатом, тем самым сохранив последнему жизнь. Читатель понимает, что на войне есть люди, которые не забывают о человечности и предотвращают возможные акты мести.

Примеры противопоставлены друг другу. На войне люди не всегда способны сохранить самообладание и проявить милосердие, но есть и те, которые вовремя остановят от бессмысленного кровопролития.

Авторская позиция: несмотря на все потери, которые пришлось пережить советским солдатам, в них всё-таки осталось место милосердию по отношению к побеждённому врагу.

Я согласен с мнением Ю. В. Бондарёва. Действительно, на войне важно не забывать о милосердии, поскольку новые жертвы не вернут убитых. Так, мой прадед был солдатом и вёл фронтовой дневник. В одной из записей он описал ситуацию, когда его часть успешно отбила одно из сёл и захватило несколько пленных немцев. Один из красноармейцев собирался расстрелять их, тем самым отомстив за убитого брата. Однако вовремя подошедший комиссар остановил его и убедил, что безоружные немцы уже не враги, а их убийство не вернёт брата.

Итак, на войне важно не забывать про милосердие и не допускать бессмысленных жертв.
Количество слов - 277

Здравствуйте, Дмитрий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована корректно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Обращаю ваше внимание на то, что ваш пример в точности повторяет сюжет текста. Есть рекомендация экспертам строго относиться в этом году к таким примерам, так как они похожи на вымышленные.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

K6 - Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

потерявший в Смоленске отец и мать

Вероятнее всего, опечатка, но может быть засчитана за ошибку

В одной из записей он описал ситуацию, когда его часть успешно отбила одно из сёл и захватило несколько пленных немцев.

Не согласовано подлежащее со сказуемым.

Один из красноармейцев собирался расстрелять их, тем самым отомстив за убитого брата.

Некорректное употребление деепричастия совершенного вида. Он только собирался расстрелять, а деепричастие стоит в форме, свидетельствующей о свершившемся возмездии. Корректно: Один из красноармейцев собирался расстрелять их и тем самым отомстить за убитого брата.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

солдат заполнила жажда мщения

Смешение паронимов, корректно: переполнила жажда мщения

Далее автор пишет о том, как Меженина и Гранатурова от акта мести остановил другой боец
которые вовремя остановят от бессмысленного кровопролития.

Остановить кого? что?, тут не надо зависимых слов. Если вы хотите сказать, от чего, тогда используйте другой глагол, например удержать.

Читатель понимает, что на войне есть люди, которые не забывают о человечности и предотвращают возможные акты мести.

Стилистический недочет: слишком канцелярская фраза. Также акт мести был в первом предложении абзаца, не надо повторять, слишком яркое сочетание.

На войне люди не всегда способны сохранить самообладание и проявить милосердие, но есть и те, которые вовремя остановят от бессмысленного кровопролития.

Неудачная фраза, понятно, что вы избегали повтора, но можно это было сделать иначе: На войне трудно сохранять самообладание и проявлять милосердие, но остаются люди, которые вовремя остановят бессмысленное кровопролитие.

несмотря на все потери, которые пришлось пережить советским солдатам, в них всё-таки осталось место милосердию по отношению к побеждённому врагу.

В солдатах осталось место? милосердию — можно сказать «в жизни есть место чему-то», но «в человеке есть место какому-то качеству» — некорректно.

В одной из записей он описал ситуацию, когда его часть успешно отбила одно из сёл и захватило несколько пленных немцев.

Повтор однокоренных слов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Дмитрий, вы отлично выстроили рассуждение, грамотно написали пояснения и отлично проанализировали смысловую связь между примерами. Сочинение написано грамотно, видимо, вы хорошо проверили его. Обратите внимание на грамматические и речевые ошибки, будьте аккуратны, формулируя мысли, и вы вполне сможете претендовать на максимальный балл.

Удачи!

 

К1

 

К2

 

К3

 

К4

 

К5

 

К6

 

К7

 

К8

 

К9

 

К10

 

К11

 

К12

 

Итого

 

1

 

3

 

1

 

1

 

2

 

1

 

3

 

3

 

2

 

2

 

1

 

1

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку