Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что способно повлиять на убеждения человека?

  • Текст: (1)После своего исторического полёта Юри
    (1)После своего исторического полёта Юрий Гагарин стал
    нарасхват. (2)Его хотели видеть все страны и все народы,
    короли и президенты, люди военных и штатских профессий,
    самые прославленные и самые безвестные. (3)И Гагарин охотно
    встречался со всеми желающими, не пренебрегая даже
    королями, — разве человек виноват, что родился королём?
    (4)Но охотнее всего шёл он к курсантам лётных училищ, как бы
    возвращался в собственную юность, в её лучшую, золотую пору.
    (5)Как-то раз, когда официальная встреча уже закончилась
    и дружеский разговор перекочевал из торжественного зала в
    чахлый садик на задах лётной школы, один из курсантов
    спросил, заикаясь от волнения:
    — (6)Товарищ майор… этого… о чём вы думали… тогда?..
    — (7)Когда «тогда»? — спросил с улыбкой Гагарин и по
    тому, как дружно грохнули окружающие, понял, что задавшему
    вопрос курсанту в привычку вызывать смех.
    (8)Когда-то так же смеялись каждому слову его
    однокурсника Юры Дергунова — в ожидании шутки, остроумной
    выходки, розыгрыша, но тут было иное — смех относился к сути
    курсанта. (9)Гагарин пригляделся к нему внимательней:
    большое незагорелое лицо, вислый нос, напряжённые и какието беспомощные глаза, толстые ноги иксом. (10)Да, не Аполлон.
    (11)И не Цицерон к тому же — вон никак не соберёт слова во
    фразу.
    — (12)Ну, в общем… я чего хотел спросить… когда вы по
    дорожке шли?
    (13)Курсанты снова грохнули, но Гагарин остался
    подчеркнуто серьёзен, и смех сразу погас.
    — (14)Вы имеете в виду Внуковский аэродром? (15)Рапорт
    правительству?
    1. Прочитайте рассказ Ю. М. Нагибина «О чём думал герой»
    — (16)Во… во!.. — обрадовался курсант, достал из кармана
    мятый носовой платочек с девичьей каёмкой и вытер
    вспотевший лоб.
    (17)Теперь уже все были серьёзны, и не по добровольному
    принуждению, а потому, что наивный вопрос курсанта затронул
    что-то важное в молодых душах. (18)Гагарин шёл через
    аэродром на глазах всего мира, и это было для них
    кульминацией жизни героя, сказочным триумфом, так редко,
    увы, выпадающим на долю смертного. (19)О чём же думал герой
    в это высшее мгновение своей жизни?..
    (20)И Гагарин с обычной чуткостью уловил настроение
    окружающих, значительность их ожидания. (21)Конечно же,
    ребята мечтают о подвигах, о невероятных полётах, о славе и
    ждут чего-то высокого и одухотворённого. (22)Герой должен
    был думать о планетарном, вселенском, вечном. (23)Они хотят
    получить сейчас и Небо, и Звёзды, и Человечество, и Эпоху, и
    все Высшие ценности…
    (24)Но Гагарин молчал, и пауза угрожающе затянулась.
    (25)Он был сейчас очень далеко отсюда, от этого чахлого
    садика, тёплого вечера, юношеских доверчивых лиц, в другом
    времени и пространстве.
    …(26)В тот раз в одиночке сурдокамеры держали не так уж
    долго, но он чувствовал себя на редкость плохо: болела и
    кружилась голова, мутило, тело казалось чужим, а ноги
    ватными. (27)Может, что-то там испортилось, нарушилась
    подача воздуха?.. (28)Но Королёв спрашивает испытуемых о
    самочувствии, и все как один молодцевато отвечают:
    «Отлично!» — (29)«К выполнению задания готовы?» — (30)«Так
    точно!» (31)Неужели одному ему так не повезло? (32)«Как
    самочувствие, товарищ Гагарин?» — (33)«Отличное… — (34)Нет,
    он не может врать Королёву и без запинки добавляет: —
    (35)Хотя и не очень». — (36)«К выполнению задания готовы?»
    — (37)«Сделаю всё, что могу, но лучше бы в другой раз».
    (38)И в результате — высшая оценка. (39)То было, оказывается,
    испытание на честность. (40)Им специально создали тяжёлые
    условия в камерах. (41)Но ведь нельзя считать, что ты сдал
    испытания на честность раз и навсегда. (42)Всю жизнь человек
    сдаёт эти испытания и в большом, и в малом. (43)Да и есть ли
    что малое в державе нравственности?
    — (44)Видишь ли, дружок, — сказал Гагарин носатому
    курсанту, — у меня тогда развязался шнурок на ботинке. (45)И
    я об одном думал: как бы на него не наступить. (46)Не то,
    представляешь, какой позор — в космос слетал, а тут на ровном
    месте растянулся…
    …(47)Ночью курсант никак не мог уснуть. (48)Он ворочался
    на койке, вздыхал, крякал, что-то бормотал.
    — (49)Да угомонись ты, чёрт тебя подери! — не выдержал
    сосед.
    — (50)Слушай, — без обиды сказал курсант и сел на койке.
    — (51)А ведь я тоже мог бы, как Гагарин…
    — (52)Что-о?.. (53)Ты… как Гагарин?..
    — (54)А вот и мог бы… думать о шнурке…
    (55)Сосед уткнулся носом в подушку, и в темноте казалось,
    будто он плачет. (56)Но и тут курсант не обиделся, понимая,
    что, как всегда, не сумел выразить свою справедливую мысль.
    (57)Он тысячи раз повторял в воображении подвиг Гагарина и
    твёрдо знал: если его пошлют в космос, он не оплошает. (58)Не
    дрогнет. (59)Разве что побледнеет. (60)И даже песню споёт в
    космосе, если надо, хотя ему медведь на ухо наступил. (61)Но
    когда он пытался представить себя в средоточии мирового
    внимания, душа в нём сворачивалась, как прокисшее молоко.
    (62)Он видел себя на космодроме, видел в космическом корабле,
    но не видел на красной тропочке славы, по которой легко,
    уверенно, сосредоточенно и радостно прошагал Гагарин.
    (63)Ведь чтобы идти так на глазах всего света, надо что-то
    большое нести в себе. (64)А он, курсант, постоянно думал о
    всякой чепухе: о девушках, футболе, кинофильмах, мелких
    происшествиях окружающей жизни, несданных зачётах, и где бы
    стрельнуть сигарету и сапожной ваксой разжиться, и как славно
    было бы отпустить усы…(65)Такому пустому, нулевому человеку
    нечего делать в скрещении мировых лучей. (66)И, следуя
    обратным ходом, он начинал сомневаться в своих возможностях
    совершить подвиг. (67)А если не будет подвига, то зачем тогда
    жить?..
    (68)Гагарин вернул ему веру в себя. (69)Впервые за много
    дней курсант засыпал счастливым.
    (По Ю. М. Нагибину*, текст адаптирован Е. П. Дудиной)
03.03.2024 12:09:48
Автор: Г Бакирова

Ирина З. 11 класс
Что способно повлиять на убеждения человека? Над этой проблемой размышляет Ю.М. Нагибин в предложенном для анализа тексте.
Вовлекая читателя в совместные размышления о проблеме, писатель рассказывает о случае, произошедшем с курсантами. Однажды  после своего полета в космос Юрий Алексеевич Гагарин посетил летное училище. Во время беседы один из курсантов заикался от волнения, спрашивая Гагарина о чувствах, которые  испытал космонавт, когда шел через аэродром на глазах у всего мира. Курсант очень переживал, так как думал, что Юрий Алексеевич был особенным, ведь ему удалось совершить настоящий подвиг. Себя же юноша считал «пустым» и «нулевым» человеком. Из этого эпизода читателю становится понятно, что курсант не верил в себя. Юноша был убежден в том, что он не достоин стать знаменитым, как Гагарин.
Далее читатель узнает  о мыслях курсанта после разговора с Юрием Алексеевичем. Юноша долго не мог уснуть. Он все время размышлял о подвиге знаменитого летчика и об его ответе на заданный вопрос. Гагарин честно признался курсантам, что в момент славы думал не о чем-то великом, а о развязавшемся шнурке. Слова космонавта сильно повлияли на курсанта. Он понял, что герои – это обычные люди, а значит, в будущем он тоже сможет стать известным. Из этого эпизода читателю становится понятно, что после встречи с Юрием Гагариным курсант переосмыслил свои убеждения, перестал считать себя «пустым» человеком.
Примеры связаны причинно-следственной связью. В первом эпизоде перед читателем предстает курсант, считающий, что обычному человеку не суждено прославиться. Во втором эпизоде читатель видит, как после встречи с Юрием Гагариным меняются убеждения юноши. Впоследствии он понял: подвиг сможет совершить кто угодно.
Автор подводит читателя к выводу о том, что на убеждения человека способна  повлиять встреча с личностью, которой присущи такие качества, как ум, простота, открытость.
Я полностью согласна с позицией автора. Иногда случайный разговор с незнакомым человеком может стать поводом для переосмысления жизненных ориентиров, каких-либо убеждений. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» встреча с Платоном Каратаевым сыграла важную роль в жизни Пьера Безухова. Она положительно повлияла на главного героя, ведь после нее Пьер многое переосмыслил и понял, что жизнь прекрасна. Он обрел внутренний покой, нашел смысл жизни.
Я пришла к выводу о том, что неожиданные встречи с людьми, которые могут дать полезный совет или ответить на волнующий вопрос, способны повлиять на наше мировоззрение, вывести нас из заблуждений.


Количество слов - 370

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Сформулируем кратко тезисы ваших примеров.

Пример 1. Курсант не верил в себя, считал, что не сможет стать героем.

однако → противопоставление

Пример 2. Курсант поверил в себя, перестал считать себя недостойным.

Я наблюдаю такую смысловую связь примеров. И именно так вы и рассуждаете. Причинно-следственная связь в тексте тоже есть, но акценты тогда стоит переставить:

Пример 1. Гагарин рассказал о своих мыслях курсанту, и тот понял, что герои в душе обычные люди.

поэтому → следствие

Пример 2. Курсант поверил в себя, перестал считать себя недостойным.

Эти мысли тоже есть у вас в сочинении, но выводы все же указывают на противопоставление. Считаю возможным оставить все баллы за комментарий, но снять балл за логику.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

К5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения:  + 1 балл

См. К2.

Предупреждение: мысль о том, что на человека может повлиять встреча с кем-то, очень похоже формулируется в позиции автора, своем тезисе и выводе. Это может быть засчитано за дублирование. Балл не снимаю, но старайтесь такого избегать. Например, в выводе можно было написать:

Я пришла к выводу, что надо с вниманием относиться к словам людей, с которыми столкнула нас судьба, они могут навести нас на важные мысли.

K6 - Богатство речи: + 1 балл

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» встреча с Платоном Каратаевым сыграла важную роль в жизни Пьера Безухова. Она положительно повлияла на главного героя, ведь после нее Пьер многое переосмыслил и понял, что жизнь прекрасна. Он обрел внутренний покой, нашел смысл жизни.

Обращаю внимание, что в этом году немотивированный повтор слова трижды в одном абзаце влечет обнуление К6. Здесь нет впечатления избыточности, но все же можно было жизнь хотя бы в первом случае заменить на судьбу.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Он все время размышлял о подвиге знаменитого летчика и об его ответе на заданный вопрос.

Правильно: о его

Предлог О употребляется перед согласным, ОБ — перед гласным. Речь идет не о буквах, а о звуках. Так, к примеру, буква Е в начале слова обозначает два звука: согласный [j] и гласный [э]. Поэтому перед такими словами пишется предлог О.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Автор подводит читателя к выводу о том, что на убеждения человека способна  повлиять встреча с личностью, которой присущи такие качества, как ум, простота, открытость.

Ум — это не качество.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ирина, у вас отличное сочинение, грамотное и продуманное. Вы хорошо владеете письменной речью, правильно проанализировали текст. Проанализируйте недочеты, пожалуй, их можно заметить только при многократном перечитывании, но с вашим уровнем понимания текста вам под силу натренировать этот навык.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку