ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема утраты родины
-
Текст: (1)Деревня стала пустеть давно. (2)В сем(1)Деревня стала пустеть давно. (2)В семьдесят четвёртом году объявили, что ниже по течению реки
начинают строить электростанцию, а здесь образуется водохранилище — деревня уйдёт под воду.
(3)Тогда и стали покидать её самые дальновидные, молодёжь. (4)Гибель Пылёва казалась скорой: на
реке уже стояли три электростанции, их возвели ударными темпами, деревни вокруг переселяли торопливо,
почти по-военному.
(5)Но с этой станцией вышло по-другому. (6)Годы шли, а окончание строительства всё откладывалось,
до общего переселения не доходило. (7)Наоборот, в конце восьмидесятых стали приезжать учителя, врачи,
культработники; начали восстанавливаться по району упразднённые было совхозы. (8)Но молодёжь попрежнему в деревне не держалась — окончив школу, ехала в города…
(9)В начале девяностых строительство ГЭС и вовсе прекратилось. (10) И люди тихонько мечтали, что
её так и не достроят, а то и разберут, и из Енисея снова пойдёт к ним сюда благородная рыба, всё будет как
прежде… (11)Но вот лет семь назад электростанцию стали достраивать.
(12)В конце августа прозвучало твёрдое, как приказ: «Всё, выезжайте. (13)Осенью начнётся зачистка.
(14)Подъём воды уже пошёл. (15)Всё!»
(16)Двадцать пятого августа причалил паром, и началась погрузка основного населения. (17)Рыдали,
гладили срубы, заборы, запирали двери, надеясь, что в последний момент всё отменится и они вернутся.
(18)Погрузились — сотни три стояло на палубе, смотрело на свою деревню, — и паром медленно
пополз от пристани. (19)Оставшиеся на берегу махали им, а на пароме почти все были неподвижны — не
хватало сил, смелости поднять руку. (20)Окаменело стояли. (21)И лишь рыдания, причитания многих
женщин повисли над рекой, раздирая души.
(22)После этого переселяющие занялись самыми упорными — одинокими стариками и старухами.
(23)Тогда-то почти насильно, но заверив, что они ещё смогут вернуться, их свозили в город, показали
квартиры, дали подписать документы. (24)Отвезли обратно в деревню и велели: «Собирайтесь. (25)Через
две недели вывозим вещи».
(26)Вывезли. (27)Как там с ними разберутся, как поставят в квартире — Ирину Викторовну, да и
других, не особенно волновало. (28)Они не представляли свою жизнь не здесь — не здесь была чёрная пустота…(29)Дети и уже взрослые внуки давно предлагали Ирине Викторовне то забрать её к себе, то помочь с
переездом. (30)Она храбрилась: «Да справлюсь». (31)Лишь в каждый приезд родных старалась побольше
дать им семейной памяти. (32)Швейную машинку, на которой ещё её бабушка шила, остатки сервиза,
медный ковшик для варки варенья, фотокарточки… (33)Может, дети и внуки выбрасывали это как хлам, но
Ирине Викторовне хотелось верить, что у машинки, тарелок, ковшика, спиц, верблюжьего одеяла,
шкатулочки с вытершимся лакированным рисунком, китайской фарфоровой кружки для запарки будут ещё
долгие-долгие жизни.
(34)Ещё две недели после вывоза вещей провела она в пустой огромной избе. (35)То есть не совсем
пустой: многое приходилось оставлять. (36)Куда всё в однокомнатную? (37)Многое оставалось, но уюта в
избе уже не было. (38)Изба словно сердилась на хозяйку. (39)Двери заскрипели и как-то разом просели,
стали открываться и закрываться с трудом; от печки вдруг отпал большой кусок обмазки, обнажив темнокрасные кирпичи; одна половица стала так прогибаться, что ступать на неё было страшно.
(40)Изба старая, но надёжная, на века. (41)Говорят, её срубил прадед Ирины Викторовны с сыновьями
больше ста лет назад. (42)Огромные бревна до сих пор вызывают уважение, и когда представляешь, как их
тянули сюда из тайги без всяких тракторов, как ошкуривали, пилили ручными пилами, как закатывали друг
на друга, то удивляешься тем людям, богатырям, великанам каким-то…
(43)Сюда она привела мужа, и им отвели дальнюю комнату с отдельным выходом во двор. (44)Здесь
родились её пятеро детей. (45)Отсюда уезжали в огромный мир выросшие дочери и сыновья. (46)Здесь
умерли её родители, а потом и брат, и жена братова, а потом и её, Ирины Викторовны, муж.
(47)И вот она одна. (48)Последняя. (49)И, похоже, пережившая эту избу. (50)Через два-три дня её
сожгут. (51)Подойдёт чужой мужичок, плеснёт на зауголок бензина и бросит спичку. (52)Подождёт,
убедится, что занялось, пойдёт к следующей.
(По Р.В. Сенчину*)
*Роман Валерьевич Сенчин (1971 г.) — российский прозаик, литературный критик, вокалист.
Автор описывает, как молодежь стремилась покидать деревню, несмотря на то что в нее приезжали учителя и врачи. Сразу после окончания школы они стремились ехать в город и оставляли свое село. В этом моменте рассказчик хочет показать, что молодые люди легко покидали свою родную землю и вовсе не держались за нее.
Далее Сечин пишет о том, как старшее поколение отправлялось на пароме в новую деревню. Все пребывали в упадке, никто не мог даже помахать рукой тем, кто остался на берегу. В этот момент над рекой повис раздирающий плач женщин. Из этого можно сделать вывод о том, что люди старшего возраста не хотели покидать своей родной земли и сильно дорожили ей.
Приведенные аргументы противопоставлены друг другу. С одной стороны, описывается молодежь, которая с легкостью покидает родные края и перебирается в город. С другой- тяжелая разлука старшего поколения со своей деревней.
Позиция автора ясна, он хотел показать читателю, что молодежь стала чаще покидать свою родину и забывать ее, в отличие от взрослых, которые дорожат ею и искренне сожалеют во время ее утраты.
Я согласен с позицией автора и считаю, что людям, живущим в деревнях, с каждым поколением становится все проще покидать свой дом и перебираться в город в поисках новых перспектив. Проблема тоски по родной земле описывается в романе И.А Гончарова “Обломов”, главный герой Илья Ильич вспоминает во снах свое детство, которое он провел в Обломовке, но даже несмотря на множество лет, прожитых в городе, главный герой мечтает вернуться в родное имение.
Подводя итоги, хочется отметить, что родина является важной частью жизни любого человека. Очень важно не забывать о ней, ведь только она может одарить человека теплыми воспоминаниями об отчем доме и детстве
Здравствуйте, Елена!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 1 балл
Пример 1: Молодежь стремилась покидать деревню.
Пояснение дублирует пример. В этом году это приводит к незачету примера. Старайтесь формулировать так, чтобы не пересказывать в пояснении пример своими словами, а сообщать некий вывод, который делают на его основании читатели. Для этого, возможно, стоит немного подкорректировать и сам пример.
Пример 2: Старшее поколение с горечью покидало деревню. Второе пояснение можно засчитать, оно не повторяет пример. В примере конкретные сюжетные детали, в пояснении вывод.
Взаимосвязь между примерами проанализирована верно. Однако при незачете одного примера связь не оценивается.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора дублирует почти полностью анализ связи. В этом случае отмечается логическая ошибка и балл снимается по К5.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Я согласен с позицией автора и считаю, что людям, живущим в деревнях, с каждым поколением становится все проще покидать свой дом и перебираться в город в поисках новых перспектив. Проблема тоски по родной земле описывается в романе И.А Гончарова “Обломов”, главный герой Илья Ильич вспоминает во снах свое детство, которое он провел в Обломовке, но даже несмотря на множество лет, прожитых в городе, главный герой мечтает вернуться в родное имение. |
Ваш пример про Обломова должен доказывать тезис про новые поколения деревенских жителей, которые едут в город, окрыленные перспективами. О каких новых поколениях идет речь в романе «Обломов»? Как ваш аргумент доказывает тезис о новых перспективах? Вы говорите только о тоске по родному имению, герой, по вашим словам, мечтает вернуться. Аргумент не соответствует тезису и проблеме.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
См. К3.
Автор описывает, как молодежь стремилась покидать деревню, несмотря на то что в нее приезжали учителя и врачи. |
Непонятны уступительные отношения между частями суждения. Как учителя и врачи могли повлиять на стремление молодежи? Даже если и так, вы не объясняете.
ПВ: В чем отличие отношения поколений к утрате своей малой родины? ПА: Молодежь стала чаще покидать свою родину и забывать ее, в отличие от взрослых, которые дорожат ею и искренне сожалеют во время ее утраты. |
Наблюдается некоторая нестыковка. Утрата скорее была у старшего поколения, которое не по своей воле уезжало, а молодежь добровольно «утрачивала» родину.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Автор описывает, как молодежь стремилась покидать деревню, несмотря на то что в нее приезжали учителя и врачи. Сразу после окончания школы они стремились ехать в город и оставляли свое село. |
Они не соотносится с определяемым словом — молодежь.
Позиция автора ясна, он хотел показать читателю, что молодежь стала чаще покидать свою родину и забывать ее, в отличие от взрослых, которые дорожат ею и искренне сожалеют во время ее утраты. |
Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Автор описывает, как молодежь стремилась покидать деревню, несмотря на то что в нее приезжали учителя и врачи. Сразу после окончания школы они стремились ехать в город и оставляли свое село. |
Необоснованный повтор слов в близком контексте.
В этом моменте рассказчик хочет показать, что молодые люди легко покидали свою родную землю и вовсе не держались за нее. |
В каком моменте?.. Разве описан момент?.. Скорее — фрагмент. Не используйте такую конструкцию.
Все пребывали в упадке... |
Из трех значений слова «упадок» подходит одно: Ослабление духовных и физических сил, способностей человека. У. духа. У. сил. Быть в состоянии упадка физических сил. Пережить у. духовных сил. Все пребывали в упадке → все ощущали упадок духовных сил. Недочет.
...молодежь стала чаще покидать свою родину и забывать ее, в отличие от взрослых, которые дорожат ею и искренне сожалеют во время ее утраты. |
сожалеют о ее утрате
Я согласен с позицией автора и считаю, что людям, живущим в деревнях, с каждым поколением становится все проще покидать свой дом и перебираться в город в поисках новых перспектив. |
Стоило написать примерно так: Новые поколения проще относятся к переезду из деревни в город в поисках новых перспектив. Недочет.
Проблема тоски по родной земле... |
Неудачная формулировка проблемы. Недочет.
Подводя итоги, хочется отметить, что родина является важной частью жизни любого человека. |
Родина — не часть жизни. Можно сказать, что она играет важную роль в жизни. Логико-речевая ошибка.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов
Автор описывает, как молодежь стремилась покидать деревню, несмотря на то что в нее приезжали учителя и врачи. Сразу после окончания школы они стремились ехать в город и оставляли свое село. В этом моменте рассказчик хочет показать, что молодые люди легко покидали свою родную землю и вовсе не держались за нее. |
Автор — не синоним рассказчика. Рассказчик — это «я», некий герой, от лица которого ведется повествование. В этом тексте мы не видим рассказчика как такового. Это недочет.
Село не синоним деревни, не надо заменять одно другим. Это разные территориальные единицы.
Далее Сечин пишет о том... |
Сенчин — опечатка, но на сочинении засчитывается за фактическую ошибку, даже если есть правильное имя.
У вас грамотная работа, видно, что вы хорошо ее проверили. Вы знакомы со структурой и стараетесь ей следовать, композиция четкая, хорошо подобраны примеры, логично проанализирована связь. Но обратите внимание на то, что структурные элементы не должны дублировать друг друга. Иногда это непросто, но возможно, потому надо много тренироваться. К сожалению, есть речевые ошибки, не такие уж грубые, но они могут привести к обнулению соответствующего критерия. И есть логические недочеты, за которыми тоже стоит последить.
Удачи!