Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Как красота природы влияет на человека?
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Размышляя над этим, автор описывает свои впечатления, сидя на берегу реки Лобань. Рыбы и птицы приняли писателя за упавшую в воду корягу, и поэтому не боялись его. Некоторые старые деревья падают в реку, «зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю». Внезапно автор увидел лосиху, выходящую из леса к воде с другого берега реки, а за ней следом вышел лосенок, Владимир Крупин «замирает от счастья». Наступил закат: «такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок». Писатель наслаждается красотой окружающей природы, он также в восторге от того, что ему удалось увидеть лосиху.
Далее Владимир Крупин объясняет, как добраться до реки, но только для тех, «кто не сделает ей ничего плохого». Путь до реки не близкий, сложный, зато ощущение умиротворения и единения с природой стоит того, чтобы добраться до этого места. «Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты». Автор не просто наслаждается природой, а радуется тому, что наблюдает свою родину: «…только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая». Писатель дает читателю понять: он не собирается рассказывать о том, где находится река, потому что не хочет, чтобы река и природа пострадали от рук человека, это место ценно для него.
Оба примера, дополняющие друг друга, показывают отношение Владимира Крупина к природе: он ею восхищается и сильно ценит.
Автор считает, что достаточно просто выйти к берегу реки и спокойно посмотреть вокруг, умиротворительное воздействие природы и лицезрение родины, словно находящейся среди всей этой красоты, способны принести человеку счастье.
Сложно не согласиться с автором. Действительно, находясь на свежем воздухе вдали от города, мы избавляемся от тревоги и находим внутренний мир. Так, не раз было доказано исследователями, что пребывание на природе благотворно влияет на организм и психологическое состояние человека. Возможно, одна из причин в том, что когда мы видим естественную красоту, наш мозг реагирует соответствующим образом, и мы чувствуем, как становится хорошо, но не только физически, но и морально. Потому что люди обособлены от природы, но, тем не менее, неотъемлемо связаны с ней.
В заключение хотелось бы добавить, что в наших силах сделать все, чтобы сохранить красоту и целостностью природы.
Здравствуйте, Noboru!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Писатель наслаждается красотой окружающей природы, он также в восторге от того, что ему удалось увидеть лосиху. |
Несколько банальное пояснение, вы практически пересказали то, что уже было написано.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Оба примера, дополняющие друг друга, показывают отношение Владимира Крупина к природе: он ею восхищается и сильно ценит. |
Как именно один пример дополняет другой? Что в одном примере, а что привносит другой? У вас только общий вывод, а анализа связи как такового нет.
Попробуйте сформулировать микротезисы примеров.
Пример 1. Писатель наслаждается красотой природы и наблюдениями за лосихой.
Пример 2. Он не собирается рассказывать, где находится эта красота, чтобы природа не пострадала от рук человека.
Какая связь между примерами? Какие связки можно вставить?.. Маркеры дополнения: кроме того, не только... но и..., с одной... с другой стороны... Кажется, что это не подходит, а подходит однако — это маркер противопоставления — но тут и противопоставление неявное. Я полагаю, что анализ связи недоработан, дополнение вы не обосновали, к сожалению.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Автор считает, что достаточно просто выйти к берегу реки и спокойно посмотреть вокруг, умиротворительное воздействие природы и лицезрение родины, словно находящейся среди всей этой красоты, способны принести человеку счастье. |
С точки зрения логики ваше суждение далеко не безупречно. Согласно этой ПА, каждый человек может выйти к берегу реки и посмотреть вокруг. Не у всех есть такая возможность! Это же не значит, что природа не повлияет на такого человека. Не пишите такой конкретики ни в проблемном вопросе, ни в позиции автора.
Далее, непонятно, как соотносятся природа и родина. У вас отдельно — воздействие природы и «лицезрение» родины. И родина каким-то образом находится среди красоты. А где именно? Есть природа, а где-то внутри нее — родина?.. Фразу необходимо скорректировать.
Далее Владимир Крупин объясняет, как добраться до реки, но только для тех, «кто не сделает ей ничего плохого». |
Писатель дает читателю понять: он не собирается рассказывать о том, где находится река, потому что не хочет, чтобы река и природа пострадали от рук человека, это место ценно для него. |
Так рассказывает или нет? Надо писать так, чтобы недопонимания не оставалось.
Потому что люди обособлены от природы, но, тем не менее, неотъемлемо связаны с ней. |
Части суждения противоречат друг другу.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Рыбы и птицы приняли писателя за упавшую в воду корягу, и поэтому не боялись его. |
Запятая стоит между однородными сказуемыми, соединенными союзом И.
Возможно, одна из причин в том, что ЗПТ когда мы видим естественную красоту, наш мозг реагирует соответствующим образом, и мы чувствуем, как становится хорошо, но не только физически, но и морально. |
Первая запятая стоит на границе придаточных, подчеркнутая запятая не нужна, так как это два предложения, к которым относится одно придаточное.
Потому что люди обособлены от природы, но, тем не менее, неотъемлемо связаны с ней. |
Это не вводное сочетание.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Некоторые старые деревья падают в реку, «зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю». |
В косвенной речи не могут употребляться местоимения и глаголы в форме 1 и 2 лица.
«Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты». |
Не используйте цитаты без вводящих слов. Это может быть засчитано за ошибку.
Потому что люди обособлены от природы, но, тем не менее, неотъемлемо связаны с ней. |
Не начинайте предложения с подчинительных союзов. Это считается грамматической ошибкой.
Оба примера, дополняющие друг друга, показывают отношение Владимира Крупина к природе: он ею восхищается и сильно ценит. |
Нарушение в построении предложения с однородными членами: ею восхищается, ее ценит. Глаголы требуют разные форм зависимого слова.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Именно этот вопрос стоит в центре внимания Владимира Николаевича Крупина. |
более удачный вариант — находится. Не ошибка
Размышляя над этим, автор описывает свои впечатления, сидя на берегу реки Лобань. |
В предыдущем предложении уже был «этот вопрос», тут «этим» — перебор указательных местоимений. Это клише вообще можно опустить. Тем более у вас ровно по краям основной части два деепричастных оборота, это нехорошо. Не ошибка.
Автор не просто наслаждается природой, а радуется тому, что наблюдает свою родину: «…только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая». |
Не очень удачное выражение. Что такое «наблюдать родину»? Чем это отличается от наслаждения природой? Не вполне понятно. Не ошибка.
умиротворительное воздействие |
умиротворяющее воздействие
Действительно, находясь на свежем воздухе вдали от города, мы избавляемся от тревоги и находим внутренний мир. |
Повторы слов
Внутренний мир традиционно — все мысли, переживания, чаяния человека и т. д. То есть мир — не как противоположность войне. Вы имели в виду, скорее всего, успокоение, умиротворение. Так и надо было написать, иначе появляется двусмысленность.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Noboru, композиция сочинения удачная, осталось последите за грамотностью и логикой. Проверке на грамотность уделите большое внимание, из-за невнимательности теряется много баллов. Перечитайте три раза: отдельно на речевые ошибки, орфографию и пунктуацию. Анализ связи советую делать более развернутый, покажите связь двух примеров наглядно. Почитайте, кстати, высокобалльные сочинения на сайте.
Удачи на ЕГЭ!