Запомни!
- Не кто иной, как.
- Не что иное, как.
- Не кто другой, как.
- Не что другое, как.
Какой жизненный путь можно считать правильным?
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
Проблема раскрывается автором на примере разговора двух приятелей – Леонтия и Райского. Вопрос, над которым они рассуждают, заключается в том, как человеку лучше “свой век” прожить. Леонтий утверждает, что все образцы “общественной и единичной жизни” даны людям предшественниками, а человеку стоит только перенять их опыт и «жить про себя и для себя». Этим примером писатель показывает, что некоторые люди выбирают для себя пассивный образ жизни, пользуясь уже готовым жизненным сценарием.
Противоположной точки зрения придерживается Райский. Он уверен, что неправильно жить, ничего не делая “для своего времени”, глупо просто «плыть по течению». Человеку необходимо придумывать что-то новое, менять мир вокруг себя. Становится ясно: жить - значить создавать новые “образцы современной жизни”.
Примеры противопоставлены друг другу. Они демонстрируют две противоположные точки зрения, как человеку жить. С одной стороны, человек может менять мир, привносить в него что-то новое, “встряхивать спящие умы от застоя”. С другой стороны, он может, ничего не придумывая, пожить для себя.
Позиция автора ясна. Русский писатель убежден: “Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба”.
Я согласен с мнение автора. Действительно, жизнь дана нам для того, что проявлять себя, создавать свою историю. Например, мой дедушка, проработав 40 лет на заводе, в 60 лет неожиданно осознал, что хочет рисовать, создавать новые произведения искусства, творить во благо духовному развитию людей. Сейчас ему 65, он отличный художник, которым восхищается весь мой город.
Таким образом, правильный жизненный путь – это путь творца, создателя нового.
Здравствуйте, Виталий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Становится ясно: жить - значить создавать новые “образцы современной жизни”.
Довольно странное определение жизни — безо всякой конкретизации... Может быть, жить правильно?..
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Над этим вопросом задумываться Иван Александрович Гончаров в своем тексте . |
Внимательнее! Подобные описки могут быть засчитаны за ошибки.
Вопрос, над которым они рассуждают |
Рассуждать только О
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Этим примером писатель показывает, что некоторые люди выбирают для себя пассивный образ жизни, пользуясь уже готовым жизненным сценарием. |
Становится ясно: жить - значить создавать новые “образцы современной жизни”. |
Они демонстрируют две противоположные точки зрения, как человеку жить. С одной стороны, человек может менять мир, привносить в него что-то новое, “встряхивать спящие умы от застоя”. |
Повторы
Они демонстрируют две противоположные точки зрения, как человеку жить. |
Не очень удачный оборот. Лучше: два мировоззрения, две жизненные концепции.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Виталий, грамотное, логичное сочинение. Уделите особое внимание проверке: перечитайте отдельно на орфографию, пунктуацию, повторы. Рассуждать НАД может проскочить, если опасаетесь забыть, не используйте это слово. Ключевые слова повторять можно (в данном случае это жизнь), но все же не в одном предложении, тем более что все это можно отредактировать.
Желаю максимума на ЕГЭ!