Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема оценки человека
-
Текст: В. П. Катаев. О героизме(1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
(3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
— (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
(6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
— (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
(9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
(15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
(19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
(28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
(33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
(39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
(42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
— (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
(52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
(55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
(По В. Катаеву*)
* Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.
Приглашая читателя к размышлению над этой проблемой, автор описывает встречу старого солдата Ковалёва и Ванюшки – ещё ребёнка. Писатель особое внимание уделяет внешности солдата: “… Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза…”. Но Ваня знал подвиги и героизм бойца и “с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва”. Этими словами автор хочет сказать, что человек, никак не похожий на героя, не всегда таким не является.
Ещё одним ярким примером является первая встреча солдат батареи с Ковалёвым: “ Сначала … к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность”. Но в первом же бою “он показал себя знатоком своего дела” и “всякое недоверие кончилось раз и навсегда”. Таким образом автор показывает, что порой внешность бывает обманчива. На вид не готовый к войне человек может оказаться талантливым бойцом.
Оба примера дополняют друг друга. В каждом из них ярко прослеживается мысль о том, что нельзя судить о человеке только по внешности.
Авторская позиция ясна. Писатель убеждён, что никого нельзя оценивать только по внешнему виду, потому что мы не знаем, какими качествами этот человек может обладать.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, невозможно только по внешности “понять” человека. Неслучайно говорят: “не судите книгу по обложке”. Ведь только узнав содержание мы можем дать свою оценку.
Подводя итог, можно сделать вывод, что нельзя судить о человеке только по его внешности.
Здравствуйте, Кирилл!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
Оба примера дополняют друг друга. В каждом из них ярко прослеживается мысль о том, что нельзя судить о человеке только по внешности. |
Советую делать более развернутый анализ связи, делая отсылки в примерам.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Подводя итог, можно сделать вывод, что нельзя судить о человеке только по его внешности. |
Обратите внимание, что вы несколько раз повторяете эту мысль. Вывод таковым не является, так как этот тезис высказывается ранее. Из двух клише стоит выбрать одно.
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Писатель особое внимание уделяет внешности солдата: “… Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза…”. |
После прямой речи, которая заканчивается многоточием, точка не ставится. Обычно это не учитывается.
Ведь только узнав содержание ЗПТ мы можем дать свою оценку. |
Деепричастный оборот.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
Этими словами автор хочет сказать, что человек, никак не похожий на героя, не всегда таким не является. |
Слишком много отрицаний в предложении затрудняет восприятие смысла. Недочет.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Кирилл, сочинение хорошее, логичное. Думаю, вы можете претендовать на максимальный балл. Тщательно проверяйте работу!
Удачи!