Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема необходимости самостоятельного мышления

  • Текст: М. Горький. О познании мира
    (1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
    (4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
    (10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
    — (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
    (15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
    — (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
    (20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
    — (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
    (30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
    — (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
    (34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
    (По М. Горькому*)
    * Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.

08.05.2023 16:54:41
Автор: Кирилл Довганюк

    Почему мы должны мыслить самостоятельно? На мой взгляд, именно над этой проблемой задумывается Алексей Максимович Горький в предложенном для анализа тексте.
    Приглашая читателя к размышлению над этой проблемой, автор рассказывает про своё юношеское желание познать, как возник мир, и каким образом происходит его постижение. Задавшись непростым вопросом, писатель безуспешно пытается найти ответ у своих знакомых. Но вскоре он встречает человека – Николая Захаровича Васильева, который даёт автору очень важный совет: “живи своим умом”.  Действительно, мы можем по-настоящему найти ответ на свой вопрос только самостоятельно, без чьей-либо помощи.
    Ещё одним ярким примером поставленной проблемы является рассуждение Николая: “Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая”. Этими словами автор хочет сказать, как много существует разных мнений, среди которых правильное и единственно верное определить невозможно.
    Оба примера дополняют друг друга. В каждом из них ярко прослеживается мысль о том, что каждый из нас должен мыслить самостоятельно. Это подводит к пониманию авторской позиции. Писатель убеждён, что самостоятельное мышление даёт свободу, обогащает душу. Это подтверждают следующие слова: “свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку”.
    Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, самостоятельное мышление очень полезно для человека. Оно помогает находить ответы на свои вопросы и быть уверенным в полученных выводах. Ведь только разобравшись в проблеме, изучив все факты, касающиеся предмета рассуждения, мы можем быть совершенно уверенным в своих результатах.
    Подводя итог, хочется сказать, что свобода мысли очень важна для каждого из нас. Я считаю, что люди должны учиться мыслить самостоятельно.
Количество слов - 259

Здравствуйте, Кирилл!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Оба примера дополняют друг друга. В каждом из них ярко прослеживается мысль о том, что каждый из нас должен мыслить самостоятельно.

Во втором примере не ярко прослеживается эта мысль. Честно говоря, второй пример вообще плохо иллюстрирует проблему и плохо доказывает позицию автора. Возможно, вы не довели рассуждение на эту тему до логического конца. Баллы оставляю, но есть риск снижения.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Приглашая читателя к размышлению над этой проблемой, автор рассказывает про своё юношеское желание познать, как возник мир, и каким образом происходит его постижение.

Однородные придаточные, запятая не нужна

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ведь только разобравшись в проблеме, изучив все факты, касающиеся предмета рассуждения, мы можем быть совершенно уверенным в своих результатах.

мы можем быть увереннымИ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Действительно, мы можем по-настоящему найти ответ на свой вопрос только самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Что такое по-настоящему найти ответ?.. А как не по-настоящему? Вы имели в виду: найти ответ, который нас удовлетворит

Ещё одним ярким примером поставленной проблемы является рассуждение Николая

Почему примером проблемы?.. Просто ярким примером, яркой иллюстрацией — без проблемы.

Этими словами автор хочет сказать, как много существует разных мнений, среди которых правильное и единственно верное определить невозможно.

Тавтология, достаточно одного определения

В каждом из них ярко прослеживается мысль о том, что каждый из нас должен мыслить самостоятельно.

Повторы

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Кирилл, текст непростой, вы неплохо справились, но второй пример стоило подобрать другой. Вы уверены, что разобрались в этой цитате и правильно ее интерпретировали? Берите только прозрачные примеры, в которых нет ничего смутного и непонятного. Письменной речью вы владеете хорошо, пишете довольно грамотно, будьте чуть аккуратнее с формулировками, и у вас есть все шансы получить максимум на ЕГЭ.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку