Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема угасания русской деревни.

  • Текст: В. И. Белов. О родине
    (1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. (4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно...
    (5)Старый наш дом заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
    (7)Смешное детство! (8)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (9)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
    (10)И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (11)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (12)И над бором висит в синеве солнце. (13)Не солнце — Ярило. (14)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (15)Под елями — древний запах папоротника. (16)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (17)Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
    (18)Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (19)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
    (20)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
    (21)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (22)Но будет ли предел тишине!
    (23)Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (24)И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (25)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам...
    (26)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (27)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (28)Может быть, так оно и надо? (29)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города... (30)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
    (По В. Белову*)
    * Василий Иванович Белов (1932−2012) — русский писатель, поэт и сценарист.
04.05.2023 03:02:48
Автор: Никита Гончаров

Василий Белов поэтически описывает свои переживания от посещения места,
где он вырос. Ближе к концу текста автор  начинает рассуждать о судьбе его малой родины. Белов задается вопросом: "Каковы причины угасания русской деревни, и как мы
должны к этому относиться?"

В тексте приведено несколько примеров, чтобы раскрыть  суть проблемы. В одном из примеров автор говорит о своем личном опыте. Сначала Белов описывает дом, где он жил в детстве. По его словам, дом уже заколочен, то есть там никто уже не живет. Далее автор вспоминает свою юность и рассказывает, как он покинул родную деревню, находясь в уверенности, что никогда туда не вернется. Получается, что Белов своим уходом из дома внес вклад в процесс исчезновения русской деревни.

В другом примере автор уже прямо описывает последствия тренда на урбанизацию.
Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле: "Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы" и  сразу дает объяснение увиденному: "Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города..." Таким образом, автор пытается обратить внимание читателя на феномен того,  как миграция из русских деревень в город ведет к их вымиранию.
Для этого он приводит в пример свою личную историю и описывает масштабные изменения на территории его малой родины.

Как же автор относится к изменениям, которые претерпевает русская деревня ?
С одной стороны, он прямо говорит, что может быть так оно и надо, ведь взамен деревень появляются города. C другой стороны, можно заметить, как Белов передает свою горечь от наблюдаемого явления с помощью олицетворения: "И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья..". В любом случае, автор выражает глубокую любовь к родной земле и склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Я солидарен с позицией автора и могу привести свой личный пример.
Летом вместе с ботаническим кружком при МГУ я ездил в одну из деревень
Архангельской области. Однажды, мы зашли в одно из поселений, и я наблюдал довольно мрачную картину: множество заброшенных потемневших домов с разбитыми стеклами и
практически полное отсутствие местного населения. Местные сказали, что поселение
вымирает не только из-за миграции в города, но и из-за эпидемии алкоголизма.
Для меня вымирание деревень, безусловно, отрицательное явление по ряду причин.
Во-первых, те, кто все же остается в деревне, часто спиваются и умирают.
Это большое человеческое горе. Во-вторых, с уходом деревни исчезает и
богатая деревенская культура. Исчезают местные говоры, деревенский фольклор и
уникальные особенности деревенского быта. В заключение хочу сказать, что не оставляю надежду на то,  что в будущем может появиться возможность благоустроить деревни так, чтобы люди предпочитали жить в них дальше, а не уезжали.
Количество слов - 431

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Получается, что Белов своим уходом из дома внес вклад в процесс исчезновения русской деревни.

Довольно оригинальный вывод... Полагаю, с мыслями автора он не соотносится.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Указания на способ связи и анализа связи нет. В ПА вы описали две стороны явления, но они не соотносятся с примерами. У вас должна быть четко различимая часть с анализом связи примеров: как именно они соотносятся друг с другом.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Как же автор относится к изменениям, которые претерпевает русская деревня ?
С одной стороны, он прямо говорит, что может быть так оно и надо, ведь взамен деревень появляются города. C другой стороны, можно заметить, как Белов передает свою горечь от наблюдаемого явления с помощью олицетворения: "И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья..". В любом случае, автор выражает глубокую любовь к родной земле и склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Как я поняла, это позиция автора. То, что вы написали «с одной стороны», не находит отражения в примерах. Вы ранее не говорите об этом. Тем не менее позиция автора в целом соответствует проблемному вопросу и может быть зачтена. Но минус балл за логику.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие и пример, тезис отсутствует. Вы должны привести суждение, которое будете обосновывать. Это не позиция автора (обоснование позиции автора — в комментарии), а ваш личный тезис. Согласно критериям, балл ставится, но снижаются баллы по К5.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

См. К2, К3.

В тексте приведено несколько примеров, чтобы раскрыть  суть проблемы. В одном из примеров автор говорит о своем личном опыте.

Автор во ВСЕМ тексте говорит о своем личном опыте.

В заключение хочу сказать, что не оставляю надежду на то,  что в будущем может появиться возможность благоустроить деревни так, чтобы люди предпочитали жить в них дальше, а не уезжали.

Логичнее было оформить в отдельный абзац

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Белов задается вопросом: аковы причины угасания русской деревни, и как мы должны к этому относиться?"

Не ставятся кавычки в этом случае, это не прямая речь. И маленькая буква. Два вопросительных предложения, соединенных союзом И, запятой не разделяются.

Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле: "Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы" ЗПТ и  сразу дает объяснение увиденному: "Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города..."

Все, что выделено, — это придаточное предложение, нужна запятая. Не стройте такие сложные предложения с цитатами, большой риск ошибки.

С одной стороны, он прямо говорит, что ЗПТ может быть ЗПТ так оно и надо, ведь взамен деревень появляются города.

Вводное сочетание

В любом случае, автор выражает глубокую любовь к родной земле и склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Наречное выражение, запятая не нужна. И лучше было бы это сочетание вовсе опустить.

Однажды, мы зашли в одно из поселений

Необособленное обстоятельство

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле

Ландшафт чего? — без предлога.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле

Неверный выбор слова. Ландшафт не синоним природы. Ландшафт — часть земной поверхности, для которой характерно определенное сочетание рельефа, климата, почв, растительного и животного мира и т. п.

склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Лучше: призывает. Недочет.

Однажды, мы зашли в одно из поселений, и я наблюдал довольно мрачную картину: множество заброшенных потемневших домов с разбитыми стеклами и практически полное отсутствие местного населения. Местные сказали, что поселение вымирает не только из-за миграции в города, но и из-за эпидемии алкоголизма.

Местные — повтор слов

Алкоголизм, по сути, не эпидемия, так можно только метафорически выразиться... Лучше избегать таких выражений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Никита, обратите внимание на анализ связи. Убедитесь, что вы имеете точное представление, что это такое и какова его структура. Все части сочинения должны соотноситься друг с другом, в позиции автора не должны высказываться какие-то суждения, которых раньше не было. Поработайте над пунктуацией, проанализируйте ошибки и старайтесь строить только такие конструкции, в пунктуации которых вы уверены.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку