Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Проблема влияния времени
-
Текст: В. В. Вересаев. О времени«(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю — это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, — оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши — плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что
в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь — всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.
(15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё
так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти — всего только младшие братья вчерашних?
(18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, — о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое
и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…
(21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.
(24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, — что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, — так там холодно
и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным,
неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, — работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, — вот была моя цель, смысл жизни.
(По В. В. Вересаеву*)
* Викентий Викентьевич Вересаев (1867−1945) — русский и советский писатель, переводчик, литературовед.
В поисках ответа на поставленную проблему, автор анализирует слова Базарова и искренне удивляется его вере в себя. Сам же он с сомненьем признает, что все же больше верит в неодолимую силу времени, чем в собственную. Причиной того становится личный опыт, в котором время посягало на самое дорогое, на всю душевную силу автора. Оно незаметно захватывало и вело туда, куда ему было нужно. Так автор чувствовал лишь страх, вызванный временем.
Продолжая размышлять над поставленным вопросом, автор упоминает и литературу, которую тоже не обошло теченье времени. Безусловно, не лучшие изменения в писательском творчестве коснулись читателя: все светлое и сильное литература оплевывала наивно, не замечая того, что теперь несет в своем смысле. Вересаев подчеркивает, какие чувства досады вызывало у него осознание того, как люди тянулись к тому, что предлагало им время.
Приведенные мною примеры дополняют друг друга, они показывают, какую не всегда приятную роль время играет в жизни людей, более того, показывают отношения человека и времени, неразрывно связанные между собой.
Автор считает, что «сила времени - страшная сила и не по плечу человеку», стать выше времени невозможно. Эта мысль угнетает автора, так жизнь становится тяжкой, приходится всем существом отдаваться делу.
Здравствуйте, Вера!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Приведенные мною примеры дополняют друг друга, они показывают, какую не всегда приятную роль время играет в жизни людей, более того, показывают отношения человека и времени, неразрывно связанные между собой. |
В анализе связи не упомянута литература — ваш второй пример. Какие же примеры вы анализируете?..
Если честно, я затрудняюсь связать ваши примеры, они выбраны необдуманно...
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Не выражено согласие/несогласие с позицией автора, не приведено обоснования.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Безусловно, не лучшие изменения в писательском творчестве коснулись читателя: все светлое и сильное литература оплевывала наивно, не замечая того, что теперь несет в своем смысле. |
Как коснулись эти изменения читателя, не вполне ясно.
Вересаев подчеркивает, какие чувства досады вызывало у него осознание того, как люди тянулись к тому, что предлагало им время. |
Сумбурная, непонятная фраза
Оно незаметно захватывало и вело туда, куда ему было нужно. |
Куда времени нужно было? А куда времени нужно вести человека? Как ему вообще может быть что-то нужно?
Так автор чувствовал лишь страх, вызванный временем. |
Как так?
Эта мысль угнетает автора, так жизнь становится тяжкой, приходится всем существом отдаваться делу. |
Как так? Наречия и местоимения должны четко указывать на что-то.
Приведенные мною примеры дополняют друг друга, они показывают, какую не всегда приятную роль время играет в жизни людей, более того, показывают отношения человека и времени, неразрывно связанные между собой. |
Некорректно говорить о роли времени в жизни человека. Это абсурд. Время не может «не играть роли».
А какую приятную роль может играть время?
Эта мысль угнетает автора, так жизнь становится тяжкой, приходится всем существом отдаваться делу. |
О чем речь? Непонятно. Сочинение не закончено.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
на поставленную проблему над поставленным вопросом |
однообразие речевых конструкций
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
В поисках ответа на поставленную проблему, автор анализирует слова Базарова и искренне удивляется его вере в себя. |
Необособленное обстоятельство
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Какую силу имеет время перед человеком? |
Некорректный предлог. Лучше: Как время влияет на человека? Какую власть имеет время над человеком?
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
В поисках ответа на поставленную проблему |
Ответ может быть на вопрос, для проблемы есть решение, но «в поисках решения проблемы» лучше не писать. Я бы вообще советовала опустить эту фразу.
Сам же он с сомненьем признает, что все же больше верит в неодолимую силу времени, чем в собственную. |
Как это — признавать с сомнением?.. Если признает, то уже пришел к выводу. Конец тоже неудачный.
Причиной того становится личный опыт, в котором время посягало на самое дорогое, на всю душевную силу автора. |
Причиной того — неудачно, недочет.
опыт, в котором — нельзя так сказать. ... опыт, который позволял сделать вывод, что время...
Продолжая размышлять над поставленным вопросом, автор упоминает и литературу, которую тоже не обошло теченье времени. |
Обошло течение времени — некорректная фраза. ...литературу, в которой тоже происходили глобальные изменения. (но тогда изменения в следующей фразе придется убрать)
сомненЬе, теченЬе — лучше писать с И
Безусловно, не лучшие изменения в писательском творчестве коснулись читателя: все светлое и сильное литература оплевывала наивно, не замечая того, что теперь несет в своем смысле. |
не лучшие изменения — они не просто не лучшие, а очень печальные...
оплевывала наивно — цитата, надо взять в кавычки
Как литература может что-то замечать или не замечать? Так не говорят о жанрах искусства.
несет в своем смысле — некорректно
Вересаев подчеркивает, какие чувства досады вызывало у него осознание того, как люди тянулись к тому, что предлагало им время. |
какОЕ чувствО досады — досада — одно чувство
того... к тому — избегайте повтора рядом указательных местоимений
Приведенные мною примеры дополняют друг друга, они показывают, какую не всегда приятную роль время играет в жизни людей, более того, показывают отношения человека и времени, неразрывно связанные между собой. |
отношения не могут быть связаны между собой, этот смысл уже заложен в значении слова
Эта мысль угнетает автора, так жизнь становится тяжкой, приходится всем существом отдаваться делу. |
Нельзя отдаваться делу всем существом.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Вера, вам стоит уделить серьезное внимание подготовке к сочинению. Прежде всего, хорошо ли вы уяснили его структуру? У вас не хватает своей аргументации. Сочинение оборвано. Работа сумбурная, не выстроена логика рассуждения. Составляйте четкий план работы, где все структурные части будут увязаны между собой. Поработайте над речью, к сожалению, почти в каждой фразе ошибки.
Удачи!