Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема важности красоты природы в жизни человека
-
Текст: Б. П. Екимов. О красоте(1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (З)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.
(9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
(12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13)По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14)Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: «Возле порожков посадите мне георгину». (15)Её слушаются, сажают. (16)Цветёт георгиновый куст. (17)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.
(18)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (19)У неё одышка, больное сердце. (20)Ей нагибаться никак нельзя. (21)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (22)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. — (23)Я его люблю...»
(24)Сосед Юрий. (25)Человек нездоровый, больной. (26)Какой с него спрос! (27)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (28) «Мама посадила... — объясняет он. — (29)Я поливаю». (30)Мама его давным-давно умерла. (31)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.
(32)У тётки Лиды земли возле дома немного. (33)«В ладошку... — жалуется она. — (34)А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (35)А земли — в ладошку». (36)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (37)Без этого нельзя.
(38)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (39)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (40)Приходится исхитряться. (41)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (42)Убрали лук, поздние помидоры растут. (43)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.
(44)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.
(45)А ведь с цветами — столько забот. (46)Сами собой они не вырастут. (47)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (48)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (49)Тут же засохнут. (50)Не то что цвета, листьев не увидишь. (51)Цветы вырастить — труд немалый. (52)Но радости больше.
(53)Августовское раннее утро. (54)3автрак на воле. (55)Солнце за спиной. (56)Перед глазами — цветы. (57)Сколько их... (58)Десятки, сотни, тысячи... (59)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (60)Все на меня глядят. (61)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (б2)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (63)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.
(64)Летнее утро. (65)Впереди — долгий день...
(66)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (67)Они есть в каждом дворе. (68)3начит, не так уж всё плохо. (69)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (70)Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.
(По Б. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.
Рассуждая, автор приводит в пример старую женщину Миколавну, которая не выходит во двор из-за слабости, однако каждый год наказывает своим помощникам посадить ей у порога георгины. “Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: “Возле порожков посадите мне георгину.” … Цветёт георгиновый куст. Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами». Этот пример иллюстрирует, что природная красота необходима нам для преодоления трудностей, ненадолго помогает забыть обо всём плохом в жизни.
Кроме того, Б.П. Екимов повествует о Иване Александровиче и его супруге, которые имеют очень маленький участок земли, но это не мешает им сажать несколько сортов цветов, даже, если к этому нужно приложить немало усилий. “Там, где хозяева молодые, в силах, там – розы, там – лилии … Цветы вырастить – труд немалый. Но радости больше”. Этот пример показывает, что люди готовы стараться из последних сил, чтобы полюбоваться красотой природы, позволяющей им получать радость.
Эти два примера дополняют друг друга, помогают понять, что природная красота нам необходима, чтобы несколько минут полюбоваться ей и отвлечься от жизненных забот, пережить трудные моменты и просто получить радостные эмоции.
Позиция автора ясна. Он говорит о том, что красота помогает каждому по-разному, но её важность неумолима. Я полностью согласна с мнением Б.П. Екимова.
Многие авторы посвящают проблеме важности красоты природы свои произведения. Так, в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, природа и её красота играли важную роль в жизни протагониста Григория Печорина. Несмотря на его сложный, угрюмый характер, герой по-настоящему ценил природную красоту. Она позволяла ему ненадолго забыть о своей “маске”, которую он придумал для общества, и раскрыть тонкую, чувствующую натуру.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что нужно уметь наслаждаться окружающим миром, его богатствами. Ведь найдя радость в природе, мы сможем преодолеть все трудности жизни и познать истинную радость.
Здравствуйте, Александра!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Эти два примера дополняют друг друга, помогают понять, что природная красота нам необходима, чтобы несколько минут полюбоваться ей и отвлечься от жизненных забот, пережить трудные моменты и просто получить радостные эмоции. |
Вы указали на значение примеров (= позиция автора), но не показали, как именно примеры дополняют друг друга, у вас выпал второй пример — про сложность выращивания цветов. Нужно выполнить анализ способа связи, в данном случае дополнения.
И почему только несколько минут?..
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Почему красота природы важна человеку? |
Он говорит о том, что красота помогает каждому по-разному, но её важность неумолима. |
Не очень конкретный ответ на вопрос почему. Более подробно вы ответили в анализе связи. Это распространенная ошибка: позиция автора содержится в анализе связи, в самой ПА говорить уже не о чем, ученики либо дублируют фразы, либо пишут общие слова, которые плохо раскрывают проблему. Сформулируйте прежде всего идеальную позицию автора, потом уже анализируйте связь примеров, и там уже не дублируйте позицию автора, а только подводите к ней.
И я бы конкретизировала, что красота природы — именно об этом говорится в проблемном вопросе.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Ведь найдя радость в природе, мы сможем преодолеть все трудности жизни и познать истинную радость. |
Слишком громкая фраза, конечно же, не все трудности помогает преодолеть природа.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
но это не мешает им сажать несколько сортов цветов, даже, если к этому нужно приложить немало усилий. |
частица от подчинительного союза запятой не отделяется
Так, в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, природа и её красота играли важную роль в жизни протагониста Григория Печорина. |
Необособленное обстоятельство
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
“Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: “Возле порожков посадите мне георгину.” … Цветёт георгиновый куст. Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами». |
“Там, где хозяева молодые, в силах, там – розы, там – лилии … Цветы вырастить – труд немалый. Но радости больше”. |
Цитаты используйте с вводящими словами: как прямую речь, БСП или встраивайте в свое предложение.
Кроме того, Б.П. Екимов повествует о Иване Александровиче и его супруге |
об Иване
но это не мешает им сажать несколько сортов цветов, даже, если к этому нужно приложить немало усилий. |
для этого
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Так, в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, природа и её красота играли важную роль в жизни протагониста Григория Печорина. |
Почему вы разделяете природу и ее красоту, как будто это два аспекта?.. Это некорректно.
Она позволяла ему ненадолго забыть о своей “маске”, которую он придумал для общества, и раскрыть тонкую, чувствующую натуру. |
Самому Печорину помогала раскрыть натуру?.. Мы так не говорим о самом человеке. Автор раскрывает натуру героя.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать |
Повторы
Ведь найдя радость в природе, мы сможем преодолеть все трудности жизни и познать истинную радость. |
Повторы
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Александра, обратите внимание на комментарии к К2 и К3, это довольно важные моменты, которые позволят вам написать безупречное сочинение. Используйте цитаты с вводящими словами. Проанализируйте остальные ошибки, их не очень много, тщательно проверяйте логику высказываний и исключите повторы слов.
Удачи!