Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Насколько важна для человека окружающая его природа?
-
Текст: В. Н. Крупин. О красоте природы(1)Но до чего же красива река Лобань! (2)Просто как девочка-подросток играет и поет на перекатах. (3)А то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди темных елей. (4)Или притворится испуганной и жмется к высокому обрыву. (5)Но вот перестает играть и заботливо поит корни могучего соснового бора.
(6)Давно сел и сижу на берегу, на бревнышке. (7)Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. (8)Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. (9)Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что чуть не засыпаю. (10)Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. (11)А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву.
(12)Корова входит в воду и долго пьет. (13)Потом поднимает голову и стоит неподвижно, и смотрит на тот берег. (14)Колокольчик ее умолкает. (15)Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки.
(16)Из леса с того берега выходит лосиха. (17)Я замираю от счастья. (18)Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш берег, оглядывается. (19)И к ней выбегает лосенок. (20)Я перестаю дышать. (21)Лосенок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. (22)Лосенок забегает с другого бока. (23)Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде, показывает, как надо пить воду. (24)Лосенок окунает мордочку, но вода после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. (25)Все-таки немного пьет и замечает корову. (26)А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосенок пугается. (27)А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты.
(28)Начинается закат. (29)Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок.
(30)Ну и где же такая река Лобань? (31)А вот возьму и не скажу. (32)Она не выдумана, она есть. (33)Я в ней купался. (34)Я жил на ее берегах.
(35)Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. (36)Только путь к Лобани очень длинный и надо много сапог сносить, пока дойдешь. (37)Хотя можно и босиком.
(38)Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут ее дочки: сильная, суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь вливается Лобань.
(39)Вы поднимаетесь по ней, идете по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берез и осин и вот выходите к тому бревнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. (40)Вот и все. (41)Идти больше никуда не надо и незачем. (42)Надо сидеть и ждать. (43)И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. (44)А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее.
(45)И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в ее зеркало. (46)Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. (47)Крылышки у рыбок слабые и маленькие, поэтому летят недолго.
(48)Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. (49)Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая — красивая, спокойная, добрая. (50)И вот такая течет по ней река Лобань.
(По В. Крупину*)
* Владимир Николаевич Крупин (род. 1941) — русский советский писатель, публицист и педагог.
Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме автор рассказывает о путешествии своего героя на реку Лобань. Герой-рассказчик восхищается красотой окружающей природы, когда идёт "по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса..." Эта дорога кажется такой увлекательной, что он готов обращать внимание на каждую деталь. Данный пример показывает, насколько завораживающим является этот путь и как радостно рассказчику оказаться у цели.
Далее герой сравнивает Лобань с девочкой-подростком, которая "шлёпает босяком по зелени травы, по желтизне песка..." Ему кажется, что даже птицы забывают обо всём, "засмотревшись в её зеркало". А когда у воды появляются лосиха с лосёнком, которого она учит пить воду, герой "замирает от счастья". Всё, что он видит и слышит вокруг представляется ему сказкой. В этом примере публицист отмечает умение героя видеть и понимать красоту природы.
Оба примера дополняют друг друга, показывая, как душа человека откликается на всё, что он видит в окружающем его мире. Всё это помогает понять позицию писателя.
Автор считает, что природа способна оказывать благотворное влияние. По его убеждению, она помогает забыть "все боли, обиды и скорби, все мысли о плохом".
Я согласен с мнением В.Н. Крупина. Природа - это наш настоящий друг и целитель. Благодаря ей мы можем понимать себя, она даёт простое успокоение, которое так необходимо всем нам. Человек способен одушевлять природу. Автор "Слова о полку Игореве" наделяет её человеческими чувствами, способностью различать добро и зло, разделять с героями и горе, и радость. Родная природа всегда находит отклик в душе человека.
Таким образом, В.Н. Крупин заставил нас задуматься о том, каким образом природа влияет на человека и какую роль она играет в нашей жизни. Мы понимаем, что человек - это часть природы и он должен жить в гармонии с ней.
Здравствуйте, Анатолий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Оба примера дополняют друг друга, показывая, как душа человека откликается на всё, что он видит в окружающем его мире. Всё это помогает понять позицию писателя. |
Как такового анализа связи нет. Как пример дополняют друг друга, где обоснование связи? Сделан только общий вывод.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме ЗПТ автор рассказывает о путешествии своего героя на реку Лобань. |
Сложноподчиненное предложение
Герой-рассказчик восхищается красотой окружающей природы, когда идёт "по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса..." |
Далее герой сравнивает Лобань с девочкой-подростком, которая "шлёпает босяком по зелени травы, по желтизне песка..." |
Если цитата встроена в предложение, после многоточия и кавычек нужна точка. Недочет.
Всё, что он видит и слышит вокруг ЗПТ представляется ему сказкой. |
Заканчивается придаточное предложение
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Анатолий, у вас хорошее сочинение, советую подробнее анализировать связь, разводить примеры и показывать, как именно они дополняют друг друга. И последите за пунктуацией, пропущены банальные запятые.
Удачи!