Запомни!
Что такое настоящий отдых?
-
Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе(1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
(5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
(19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
(22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
(27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
(33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
(36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
(40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
(По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
В качестве примера автор описывает свою семью, в которой каждый ее член занимался своими делами во время отдыха: “Отец сапожничает, столярничает или слесарничает…”, “Мать и тётка тоже латают, штопают или перешивают”. Также писатель проводит параллель с бездельем. Читатель понимает, что отдыхать не значит сидеть сложа руки.
Далее в тексте автор рассматривает русского человека, для которого отдых являлся сменой деятельности между тяжким трудом. Снова становится понятно, что, пока человек не занимается своей работой, он не бездельничает, а делает что-то другое.
Примеры дополняют друг друга. Каждый из них показывает, что настоящий отдых не заключается в отсутствии деятельности.
Позиция автора ясна. Он считает, что безделье не является истинным отдыхом.
Я согласен с мнением Бориса Львовича. Между своими делами я гуляю, рисую, леплю, но ни в коем случае не сижу без дела. Иначе я бы просто терял своё время.
Можно сделать вывод, что настоящий отдых – смена занятия.
Здравствуйте, Алексей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Также писатель проводит параллель с бездельем. |
О чем это? Вы не пояснили. Учитывается в К5.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Примеры дополняют друг друга. Каждый из них показывает, что настоящий отдых не заключается в отсутствии деятельности. |
Не уверена, что это дополнение. В первом примере автор рассказывает о своей семье, а во втором делает обобщение, анализируя характер русского человека.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора ясна. Он считает, что безделье не является истинным отдыхом. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет. При обнулении К3 автоматически обнуляется К4.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
См. К2
Ответ на проблемный вопрос дан в выводе, а должен быть — в позиции автора.
Каждый из них показывает, что настоящий отдых не заключается в отсутствии деятельности. Позиция автора ясна. Он считает, что безделье не является истинным отдыхом. |
Повтор мыслей
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Нет максимума по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Далее в тексте автор рассматривает русского человека, для которого отдых являлся сменой деятельности между тяжким трудом. |
Какого русского человека? А до того кого рассматривал? Вы не вполне корректно сформулировали. Далее автор рассуждает о русских людях вообще...
Между своими делами я гуляю, рисую, леплю, но ни в коем случае не сижу без дела. |
В перерыве между делами... Повтор слова.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Алексей, у вас суперлаконичное сочинение, вы едва преодолели лимит... Если вы выбрали такую стратегию, следите за логикой повествования, четко отвечайте на проблемный вопрос и аргументируйте убедительно, с тезисом и более развернутым примером. И не дублируйте мысли.
Удачи!